Бизнес в области оперативной полиграфии пока очень молод. Мини-типографии, принт-бюро и печатные салоны начали появляться в России лишь в последние три-четыре года. А это значит, что как на любом молодом рынке, здесь есть место и для новых игроков, и для новых идей.
Сегодня в сферу деятельности предприятий малой полиграфии попадает выпуск широкого спектра печатной продукции - визитки, буклеты, бланки, листовки, календари, изготовление которых осуществляется на современных, компактных и уже не запредельно дорогих печатных машинах - чаще всего цифровых или офсетных.
Этот рынок по праву можно считать одним из наиболее эффективных для инвестиций. Причина - реальный коммерческий интерес, определяемый спросом на этот вид услуг. Отдача от этого бизнеса для его обладателей - салонов оперативной печати - настолько высока, что ее практически невозможно сравнивать с традиционной полиграфией, будь то офсет или флексопечать
Одно из преимуществ цифрового оборудования состоит в том, что его применение позволяет осуществлять печать не только на привычных материалах, но и на нестандартных синтетических носителях, в частности, на пластике.
Рынок полиграфических услуг вступает в эпоху сокращения тиражей, но не совокупных, а - разовых. Клиентов становится все больше, но каждому из них требуется небольшое количество экземпляров продукции. Сегодня в моде персонификация заказов («хочу, чтобы было так и вот так!»), сокращение сроков выполнения тиражей («Нужно к завтрашнему утру!») и увеличение красочности готовой продукции.
Клиенты салонов оперативной печати четко сегментируются. А значит, выходя на этот рынок, следует заранее предусмотреть соответствующий пакет услуг для каждой группы заказчиков.
Первая группа - «люди с улицы». Их много, но запросы у них схожие - выполнение копий документов, печать визиток (порой требуется всего 20-50 штук). Такие работы можно выполнять практически на любом доступном (и вовсе не обязательно цифровом) оборудовании. Такой бизнес практически не требует инвестиций. Но и больших денег не приносит. Стремление расширить дело может привести к появлению уже полноценного печатного салона, снабженного вывеской и расположенного в оживленном месте.
Впрочем, попадаются ведь и салоны, которых «просто так» не найти. Значит у них свой, устоявшийся круг заказчиков. А это вторая, весьма распространенная модель бизнеса салонов оперативной печати. Здесь ставка делается не на массового, но случайного клиента, а, прежде всего, на постоянных заказчиков или агентов, в частности, - на рекламные агентства, через которые, как правило, проходит значительный объем заказов на печать презентационных материалов. В таком случае имеет смысл позаботиться о заключении договора и стараться не подводить клиентов. Если они будут довольны первыми опытами сотрудничества (и если цены и сроки удастся сохранить на среднерыночном уровне), то дорога в такой салон станет для них привычной. Ну и, наконец, никто не мешает объединить работу на массовом, «розничном» рынке с предоставлением услуг корпоративным клиентам.
Стандартный контракт на поставку мини-типографии включает в себя разработку бизнес-плана с экономическим обоснованием, расчетами сроков окупаемости применительно к конкретному региону и рынку, на который ориентируется клиент, и, естественно, с полным описанием технологического процесса, включающим затраты на обслуживание, персонал и прочие расходы - вплоть до аренды производственного помещения.
В течение первых пяти месяцев эксплуатации можно вернуть более половины потраченной суммы, а за год инвестиции должны полностью окупиться. Но есть шанс окупить такое приобретение уже через полгода - если удастся учесть традиционный на рынке оперативной полиграфии пик заказов, который приходится на период с октября по конец декабря.
По оценкам аналитиков компании «Терем», «при минимальных стартовых капиталовложениях, прибыльность этого бизнеса составляет около 100-120%, в то время как прирост объема заказов в сегменте оперативной полиграфии по нашим оценкам составляет более 40% ежегодно. Большую долю составляют заказы, которые ранее выполнялись на традиционных офсетных мощностях, или те, от выполнения которых традиционные типографии попросту отказываются как от экономически невыгодных..
Говоря об окупаемости мини-типографий, маркетологи компании «Терем» приводят в качестве примера опыт использования машины DocuColor12 от Xerox одним из своих партнеров: «Ежемесячный пороговый объем заказов салона составляет около 5 000 оттисков формата A3, то есть около 200 оттисков в день. Это очень небольшой объем. При этом, если использовать в качестве стартового оборудования печатную машину такого класса, то при грамотной маркетинговой политике можно окупить оборудование за срок от 6 месяцев (в лучшем случае) - до года (в худшем). Это реальные сроки, подкрепленные цифрами в действующих бизнес-планах.
Понятно, что все разговоры о прибыльности или окупаемости бизнеса в области оперативной печати, так или иначе, упираются в вопрос о средней стоимости копии. А значит, присматриваясь к рынку цифровой печати, прежде всего, следует обращать внимание не на моду и призывы, и даже не на максимальную производительность оборудования, а, прежде всего - на себестоимость отпечатков. Ведь торговать придется именно ими! Кроме того, побеседовав с поставщиками печатных машин, в том числе цифровых, скорее всего, стоит поинтересоваться у тех, кто использует такое же оборудование, не только прямой себестоимостью печати, но и надежностью оборудования и качеством технического обслуживания.
Если оценить зависимость себестоимости полноцветного отпечатка формата A3 от объема тиража в случае с офсетной и цифровой технологией соответственно, то легко будет отследить следующую закономерность: при существующем положении вещей переломной точкой, начиная с которой цифровая печать становится невыгодной по сравнению с офсетной, является тираж объемом более 500 экземпляров (см. таблицу).
Прямое сопоставление офсета и цифровой печати не совсем корректно, стоит иметь в виду и различную «цену входа». Так, если минимальные вложения в цифровую печать составляют приблизительно 25 тысяч долларов (за эти деньги можно приобрести систему уровня DC12LP, растровый процессор АНТ OneRIP, и всю «пусконаладку», то есть в течение недели начать работу), то в случае с офсетом вложения достигают 100~120 тысяч долларов (достаточно простая 4-красочная офсетная машина, которая по качеству печати окажется много хуже «цифры», но по «скорострельности», естественно, куда быстрее). Кроме самой офсетной машины в эту сумму войдет фотонабор и формный участок (копировальная рама и сопутствующее оборудование). Инсталляция и отладка комплекса займет около месяца. Не стоит забывать и о персонале, который должен обслуживать офсетный процесс, и о необходимом помещении - требуемая площадь куда больше, чем при использовании цифрового оборудования. Впрочем, напомним, что прямое сравнение проводить некорректно - это все равно, что сравнивать автобус с автомобилем.
В процессе выбора оборудования и поставщика особое внимание следует обратить на условия соглашения, которое в идеале должно включать в себя стоимость всех расходных материалов, заменяемых частей и выезд сервисных специалистов, что исключит дополнительные затраты в процессе эксплуатации комплекса. Как следствие, можно получить фиксированную стоимость отпечатка, а значит, полностью реализовать экономический потенциал машины на микротиражах.
Безусловно, ассортимент выпускаемой продукции во многом зависит от оснащенности типографии или печатного салона финишным и вспомогательным оборудованием. К основному и необходимому в данном случае следует отнести резаки, фальцевальные машины и брошюровщики. Наличие этого «джентльменского набора» позволяет свежеотпечатанные полноцветные листы формата A3 превратить или в упаковки визиток, или в цветные каталоги формата А4 с индивидуальным оформлением, а типографию - в рекламное агентство полного цикла.
Фрагменты статей: Наталья Басина, Денис Викторов «Цифровая альтернатива», «В продаже скорость и гибкость», Илья Абраменков «Офсет мне друг, но истина дороже!» Наталья Басина «Бастионы офсета» Источник: Бизнес-журнал № 12, 2003