Бизнес - идеи и решения, варианты и планы (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Юридический и фактический адрес фирмы. Проблемы и варианты решения

Юридический и фактический
адрес фирмы.


Варианты решений.

По   неофициальной  статистике  более  80  %  зарегистрированных  юридических  лиц  в г. Москве находятся не по тому адресу, который указан в учредительных документах. Проблема несоответствия юридического и фактического адреса возникла с момента, когда у российских граждан появилась возможность регистрировать различные ООО, ЗАО и другие коммерческие организация.

До недавнего времени эта проблема не вызывала особого внимания со стороны государственных органов. Но сейчас ситуация изменилась. Государство начало активную борьбу с отмыванием денег, «серыми» налоговыми схемами и «обналичкой». Одна из главных целей этой борьбы – уничтожить фирмы-однодневки, которые используются для незаконных операций.

Вы можете резонно возразить: «У меня не фирма-однодневка, а реальный, стабильный и проносящий прибыль бизнес. Ну да, находимся мы не по тому адресу, что указан в документах. Ну и что? Налоги платим, стараемся соблюдать законы».

Постараюсь пояснить ситуацию. Если у вас в учредительных документах указан адрес, который по факту не имеет к вашей организации никакого отношения (там нет ваших рабочих мест, заседания и собрания вы там не проводите и т.д.), то это уже неправильно с точки зрения закона. Можно долго обсуждать проблему адекватности российского законодательства реальной деловой практике, но факт остается фактом – вы нарушаете закон.

Идем дальше. Государству надо выявлять фирмы-однодневки из большого числа зарегистрированных организаций. Для этих целей налоговая инспекция составила список адресов, по которым зарегистрировано большое количество фирм. Это так называемый список адресов массовой регистрации. После этого налоговая инспекция начала проверять эти адреса и фирмы, которые по ним зарегистрированы.

Но поскольку нет четкого и, главное, установленного законом регламента таких проверок, то контролеры начали «фантазировать». Ниже приведен список мер, которые используют инспекторы при проверке:

 блокируют расчетный счет организации и просят директора вместе с главным бухгалтером явиться в налоговую инспекцию

 отказывают в регистрации вновь создаваемой организации, если в качестве адреса в документах указан адрес из «черного» списка

 штрафуют

 предъявляют иски о ликвидации организации

 отказывают в вычете НДС

 включают в списки «неблагонадежных» организаций (недобросовестных налогоплательщиков)

 заявляют, что будут признавать незаконным уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы арендной платы за помещение, которое является фактическим местом нахождения организации, но по которому она не зарегистрирована.

 рекомендуют банкам отказывать в открытии расчетных счетов организациям, которые зарегистрированы по адресу из «черного» списка, а также в случае, если организация не может предъявить документы, подтверждающие фактическое нахождение по своему юридическому адресу

Ну а поскольку контролеры, к сожалению, частенько действуют по принципу «сначала делаем, а потом разбираемся», то получается, что любая фирма, у которой фактический адрес расходится с юридическим, может просто «попасть под раздачу». Конечно, потом разберутся и, возможно, проблема снимется, но на время. Напомню: несоответствие адреса – это нарушение, и пока оно не будет устранено – оно будет оставаться таковым.

Надеюсь, суть проблемы стала ясна. Теперь предлагаю поговорить о решениях.

Сразу хочу сказать, что единственное 100% законное решение – это заключить договор аренды (субаренды) по фактическому адресу (если он еще не заключен), внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их.

Ряд специалистов предлагают другие решения. На мой взгляд, они не избавляют от проблемы, а в некоторых ситуациях – только усугубляют ее. Предлагаю их рассмотреть, с тем, чтобы вы поняли, почему они не помогают.

НЕ решение № 1. Зарегистрировать обособленное подразделение по месту фактического нахождения.

Это не решение проблемы, а только усугубление ее. Во-первых, вы рискуете быть оштрафованы на сумму от 5000 рублей до 20% от доходов, полученных в результате деятельности «незарегистрированного» обособленного подразделения. Во-вторых, в учредительных документах по-прежнему будет указан адрес, по которому вы не находитесь. В-третьих, если в дальнейшем вы решите все-таки указать в документах реальный адрес, то для начала вам придется ликвидировать обособленное подразделение, а потом уже вносить изменения в учредительные документы.

Кроме новой головной боли вы ничего не получаете. Но, как ни странно, отдельные инспекторы и даже специалисты советую именно этот способ. Инспекторов я понимаю – есть возможность оштрафовать организацию, а вот позиция специалистов для меня – загадка.

НЕ решение № 2. Встать на почтовое обслуживание по юридическому адресу.

В этом случае вам будет доходить корреспонденция, присланная на ваш юридический адрес, но при фактической проверке у вас могут возникнуть указанные выше проблемы, т.к. никто не сможет подтвердить, что вы там находитесь. Затем, вы не сможете получить документальное подтверждение вашего нахождения по юридическому адресу. Такое подтверждение может понадобиться для открытия расчетного счета в банке или для других целей.

НЕ решение № 3. Купить юридический адрес с подтверждением.

Снова нет 100% гарантии. Обычно фирмы, которые продают вам такой адрес, уверенно убеждают вас, что в случае приезда налоговой инспекции по этому адресу им скажут, что вы здесь находитесь. Но это слова.

Очень показателен следующий реальный случай. Одна контора продавала адреса с подтверждением, при этом сама покупала их у юриста организации, которая владела помещением по этому адресу. В один из дней конторе понадобилось получить письменное подтверждение для своего клиента. Она обратилась к юристу, но он оказался в отпуске. Тогда сотрудник конторы пошел напрямую к директору (подтверждение нужно было срочно), а директор сказал, что адреса продавались за его спиной, и он никогда не давал разрешения на использование адреса другими организациями.

Вот такая абсолютно правдивая история!

Кстати, все, что обещают такие конторы в случае возникновения проблем с адресом, – это возврат денег, полученных за адрес (5000 – 12000 руб.) и возмещение расходов на нотариуса и уплату гос. пошлины (2300 – 2700 руб.), если отказали в регистрации по такому адресу. А теперь сравните это с указанными выше проблемами. Теперь, надеюсь, понятно, почему это не решение проблемы.

В заключение предлагаю посчитать, во что обойдется законное решение проблемы юридического и фактического адреса.

 Заключить договор аренды (субаренды) по фактическому месту нахождения организации. Как правило, у вас такой договор есть.

 Легализовать уплату арендной платы (если до настоящего момента вы все платили «в черную»). Если арендодатель сопротивляется, можно договориться, чтобы часть платежей проходила официально. Для вас это хорошо, потому что вы сможете уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму официальной арендной платы.

 Внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать эти изменения. Регистрационные конторы за такую услугу берут в среднем 4500 руб. Возможно, придется также заплатить штраф, но разово и в фиксированном размере – 5000 руб. Кстати, обрати внимание, что по закону вас могут не штрафовать, а просто предупредить на первый раз. Имейте это в виду в процессе общения с налоговым инспектором.

 (Только для случаев, если фактический и юридический адрес относятся к разным налоговым инспекциям). Проконтролировать передачу учетного дела вашей организации из одной налоговой инспекции в другую. По закону передача должна осуществляться без вашего участия в течение 3 рабочих дней со дня снятия вашей организации с учета по старому адресу. На практике налоговые органы часто задерживают передачу дел, поэтому лучше контролировать этот процесс (регулярно звонить или заходить в налоговую инспекцию по новому адресу и уточнять пришло ли учетное дело).

 После регистрации – внести новый адрес в вашу бухгалтерскую программу и другие системы автоматизации. Это необходимо для того, чтобы счета-фактуры, акты, накладные и другие документы печатались уже с новым адресом.

 Внести изменения в типовые договоры организации, если в реквизитах документов указан адрес организации. Это нужно для того, чтобы в новых договорах был указан уже правильный адрес (как правило, новые договоры заключаются с использованием бланков типовых договоров).

 Проверить трудовые договоры с сотрудниками: если в качестве места работы указан старый адрес –  то внести изменения в трудовые договоры.

Вот и все. Приглашаю всех, кого волнует эта проблема, обсудить ее. Мой адрес электронной почты - sergey@bizpravonalogi.ru



Автор: Сергей Олейник – предприниматель, юрист.

Автор дистанционного обучающего курса «Предприниматель! Будь готов к юридическим и налоговым проблемам!»

Автор идей и руководитель совместного с фирмой «1С» проекта первой в России электронной консультационной системы с юридическими, налоговыми и бухгалтерскими решениями ИАС «Консалтинг. Стандарт»

Источник: www.bizpravonalogi.ru

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.




Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!







[ В раздел ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2024 by Геннадий Нестеров