Вы создали интернет-магазин, теперь встает вопрос: как наладить его работу не с технической, а с практической стороны. И главный вопрос: как организовать бухгалтерию и документооборот? И есть ли в этом случае какие-то льготы? Еще один важный вопрос: можно ли не выбивать чеки? Давайте разбираться.
При открытии своего интернет-магазина логичным будет регистрация ИП, а не ООО. Ведь речь идет, скорее всего, об организации малого бизнеса. Однако бывают и исключения: некоторые онлайн-магазины так «разрастаются», что становится необходимо бизнес перерегистрировать и создать общество. Совет: для начала использовать ИП на УСН (с объектом «доходы» или «доходы минус расходы»: посчитайте, что для Вас выгоднее).
• Принимает расходы
Если сайт создавала сторонняя организация, то расходы на оплату ее услуг могут быть отнесены к расходам на приобретение исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Обратите внимание, права на сайт должны быть подтверждены документально. Расходы на продвижение интернет-магазина можно учесть в расходах на рекламу. Подобные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 16 декабря 2011 года № 03-11-11/317.
Управление ФНС по городу Москве в Письме от 16 декабря 2011 года № 20-14/2/122096@ сделало вывод, что для того, чтобы учесть созданный сайт как нематериальный актив, у предпринимателя должны быть документы, подтверждающие существование нематериального актива и исключительного права на него. Речь идет о патентах, свидетельствах, других охранных документах, договоре уступки (приобретения) патента, товарного знака.
В Письме сделана также оговорка, что если производство сайта осуществляется на основании договора на создание программы для ЭВМ, предусматривающего переход к заказчику исключительных авторских прав на этот софт, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете индивидуальный предприниматель должен признать нематериальный актив.
• Какую систему налогообложения выбрать для работы
Вариантов не так много: ОСНО или УСН. Почему их два? Потому что ЕНВД чиновники не разрешают применять при осуществлении дистанционной торговли.
Если коммерсанту не принадлежат исключительные права на созданный программный комплекс и на сайте размещена рекламная информация о его деятельности, то расходы по созданию портала нужно учитывать как траты на рекламу, основание – подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Такое разъяснение содержится, в частности, в вышеназванном Письме Управления ФНС.
• Учет затрат на доставку
Еще один важный вопрос: как учесть расходы на курьерскую доставку. Минфин в Письме от 7 марта 2012 года № 03-11-11/76 разъяснил, что если стоимость услуг по транспортировке заказанных клиентом товаров включается в цену продукта, и отдельными договорами не оформляется, то такую деятельность можно считать частью работы в сфере дистанционной реализации товаров.
Если же курьерские услуги оформляются отдельным контрактом и оплата за них взимается с покупателей дополнительно, то такая деятельность признается самостоятельной, а значит, ее налогообложение должно осуществляться отдельно от функционирования интернет-магазина.
Таким образом, доставка товаров, осуществляемая как самостоятельный вид работы, с использованием для этих целей организацией или предпринимателем не более 20 транспортных средств, исходя из норм главы 26.3 НК РФ, может быть переведена на ЕНВД.
• Варианты налогообложения
Важный вопрос: какую систему налогообложения выбрать для работы интернет-магазина. Вариантов не так много: ОСНО или УСН. Почему их два? Потому что ЕНВД чиновники не разрешают применять при осуществлении дистанционной торговли. Разберемся, почему.
Минфин России в Письме от 21 марта 2012 года № 03-11-11/94 четко разъяснил, что к розничной торговле не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
Поэтому деятельность сетевых торговцев не относится к розничной, а значит, не подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход.
• Касса – обязательна
Как учесть расходы на курьерскую доставку? Минфин разъяснил, что если стоимость услуг по транспортировке включается в цену продукта, и отдельными договорами не оформляется, то такую деятельность можно считать частью работы в сфере дистанционной торговли.
Многие, кто создает свой магазин в виртуальном пространстве, думают, что чеки в этом случае можно и не выбивать. Но, как было озвучено выше – деятельность по продаже товаров через Интернет не может переводиться на вмененку, а значит – кассовый аппарат нужно использовать обязательно. Как же выбивать чеки, если заказы сначала приходят в офис, а только потом осуществляется доставка товаров клиентам, которые по разным причинам могут отказаться оплачивать покупку?
В Письме УФНС по городу Москве от 27 сентября 2012 года № 20-14/091251@ сделан однозначный вывод: организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли через интернет-магазины обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать чеки в момент оплаты товаров покупателями.
Закон не разрешает выбивать чеки, например, в офисе и доставлять их вместе с товаром клиенту. Чиновники придерживаются мнения, что организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют курьерские услуги по предварительным заказам с доставкой товаров по указанному покупателем адресу при наличных денежных расчетах обязаны применять мобильные ККТ. Эта рекомендация вполне логична и удобна, как клиентам, так и самим компаниям.
Специалисты Управления ФНС по городу Москве в Письме от 11 мая 2012 года № 20-14/041286@ напомнили, что невыдача кассового чека при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения компании к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
• Без кассы
Несмотря на то, что как уже выше отмечалось, использовать кассовый аппарат в работе интернет-магазина нужно всегда, все-таки есть одно исключение.
Если денежные расчеты с покупателями в оплату полученных товаров с сайта в сети Интернет осуществляются с использованием платежных карт через кредитные учреждения (то есть по «безналу»), то у торговой организации нет необходимости в применении ККТ, ведь выручка в этом случае поступает не в кассу, а на расчетный счет. Такой вывод содержит Письмо Минфина России от 9 июня 2009 года № 03-01-15/6-293 и не раз подтвержден Письмами ФНС, например, 24 апреля 2012 года в документе за номером № 17-26/037701