На фондовом рынке преобладают два подхода, технический и фундаментальный. Хочу привести выдержку из книги «Новая баффетология», где описан секрет величайшего инвестора в мире, который ухитрился превратить первоначальные 105 тысяч долларов в 30 с лишним миллиардов – только за счет инвестиций в ценные бумаги.
Вот его большой секрет: Уоррен Баффет накопил свое огромное состояние, не играя на бирже, но играя с людьми и организациями, которые играют на бирже. Уоррен чрезвычайно умело использует в своих интересах пессимизм и близорукость других инвесторов.
Видите ли, в большинстве своем люди и финансовые организации (типа взаимных фондов) играют на бирже в стремлении к быстрой прибыли. Они гонятся за быстрыми и легкими деньгами, и вследствие этого их инвестиционным методам и инвестиционной философии присуща близорукость. Уоррен считает, что эта близорукость рано или поздно приводит к промахам огромных масштабов.
И когда эти промахи случаются, инвесторы оступаются, а терпеливо ждущий Уоррен, имеющий в своем распоряжении миллиарды долларов в активах «Berkshire», с готовностью покупает избранные компании, от которых отчаянно пытаются избавиться большинство взаимных фондов и индивидуальных инвесторов. Он покупает без страха, потому что знает, что сегодняшние парии фондовой биржи завтра будут желанны для всех.
Уоррен умеет делать это лучше других, потому что он обнаружил две вещи, которые способны по достоинству оценить лишь очень немногие инвесторы. Во-первых, примерно 95% частных инвесторов и инвестиционных институтов, играющих на бирже, движимы «краткосрочной мотивацией», как он это называет. Это значит, что они реагируют на краткосрочные побудительные стимулы.
Сегодня они покупают бумаги, услышав хорошие новости о компании, а завтра продают их, реагируя на плохие новости, каким бы ни было долгосрочное экономическое положение компании – классический стадный менталитет, чутко реагирующий на ежедневные сообщения «Wall Street Journal».
Это кажется глупостью, но именно так ведут себя большинство индивидуальных инвесторов и менеджеров взаимных фондов. Хорошей новостью – то есть новостью, побуждающей к покупке, - может быть известие о потенциальном выкупе одной компании другой, или увеличение прибылей в последнем квартале, или стремительный рост курса акций.
Энтузиазм, проявляемый инвесторами в отношении компании только потому, что она растет в цене, может показаться неразумным, но не надо забывать, что фондовый рынок в настоящее время переживает бум под названием «инвестирование в рост». Уоррен Баффет в такие игры не играет, считая их полным безумием.
Плохие новости, побуждающие этих инвесторов продавать, могут варьироваться от известия о начале рецессии в крупной отрасли экономики до невыполнения на несколько центов прогнозных показателей квартальной прибыли или войны на Ближнем Востоке. Будем помнить, что в нынешних условиях на Уолл-стрит господствует идея, что если цены на акции падают, от них надо избавляться.
Это означает, что стоит каким-то акциям начать падать, многие взаимные фонды тут же начинают продавать их – просто потому, что все так делают. Как мы уже сказали, Уоррен считает это безумием. С другой стороны, именно это безумие создает для него наиболее благоприятные возможности для обогащения.
Уоррен понял, что начавшегося роста котировок акций компании в сочетании с хорошими новостями о ней часто достаточно, чтобы поднять цены на акции в стратосферу. Обычно это явление называют «феноменом хороших новостей». Разумеется, бывает и противоположная ситуация. Пессимистические котировки компании на бирже, усиленные плохими новостями о компании, приводят к резкому падению курса акций. Это, конечно, «феномен плохих новостей».
Уоррен обнаружил, что в обеих ситуациях напрочь игнорируется долгосрочная экономическая сила и ценность компании. Краткосрочный менталитет биржи приводит иногда к сильной переоценке компании, а иногда к ее серьезной недооценке.
Второй фактор успеха Уоррена заключен в понимании того, что со временем долгосрочная экономическая ценность бизнеса выравнивает положение, и акции компании постепенно начинают оцениваться во столько, сколько они действительно стоят.
Стоимость переоцененных предприятий со временем корректируется в сторону понижения, вследствие чего акционеры становятся беднее. Это означает, что многие «модные» инвестиции рано или поздно обращаются в пыль, разоряя инвесторов, а не обогащая их. Лопнувший пузырь Интернет-компаний, приведший к разорению акционеров, являет собой этого популярного и постоянно повторяющегося сценария.
С другой стороны, те же недооцененные компании, на которые мало кто обращает внимание, постепенно переоцениваются в сторону повышения, делая своих акционеров богаче. Это означает, что акции, от которых рынок сегодня избавляется, завтра могут засиять яркой звездой.
Превосходный пример такого явления – страховая отрасль, пережившая в 2000 году спад, за время которого акции страховых компаний подешевели наполовину. В то время акции «Allstate», гиганта автомобильного страхования, продавались по 19 долларов за штуку, а бумаги принадлежащей Уоррену «Berkshire Hathaway» шли по 40,8 тысячи долларов за акцию.
Уже через год акции «Allstate» котировались по 40 долларов, а акции «Berkshire Hathaway» поднялись до 70 тысяч долларов. Таким образом, те, кто купил акции этих компаний в период рецессии, за год увеличили свой капитал на 75% и более.
Богачом Уоррена сделало гениальное понимание того, что близорукий менталитет, доминирующий на рынке ценных бумаг, приводит к тому, что великолепные предприятия периодически значительно недооцениваются.
Он обнаружил, что биржа порой слишком остро реагирует на плохие новости, касающиеся отличной компании, и спешит избавиться от ее акций, делая их покупку выгодной с точки зрения долгосрочной экономики.
Когда это происходит, Уоррен приходит на биржу и покупает столько акций, сколько может, зная, что со временем крепкая экономическая база компании даст о себе знать и эта негативная ситуация выправится, вызвав повышение котировок.
Большинство инвесторов покупают, когда слышат хорошие новости, и продают при плохих известиях. Уоррен же покупает, когда слышит плохие новости. Вот почему он сторониться полного хорошего новостей «бычьего» рынка в таких отраслях, как Интернет, компьютеры, биотехнологии, сотовые телефоны и десятки других, годами соблазняющих инвесторов обещаниями богатств.
Уоррен покупает, когда акции непопулярны и стоя дешево – когда близорукие страхи и жадность застилают пеленой глаза дельцам Уолл-стрит и они не видят долгосрочную экономическую ценность хороших компаний.
Ключевые моменты.
Заниматься спекуляциями на растущем по причине хороших новостей рынке «быков» Уоррен предоставляет другим. Это не его жанр. Он никогда не покупает акции “Yahoo”, “Priceline”, “Amazon.com”, “Lucent”, CMGI и других высокотехнологичных компаний, поднявшихся на Интернет-буме.
Уоррен держится подальше от популярных акций и ждет плохих новостей, в результате появления которых акции какой-нибудь фантастически успешной компании резко упадут, чтобы накинуться на них с огромным запасом наличности и скупит всё, что только возможно.
Сам Уоррен как-то сказал: «Самой распространенной причиной низких котировок является пессимизм, относящийся иногда к экономике вообще, а иногда к конкретным компаниям или отраслям… Мы любим пессимистов, потому что они снижают цены». Именно пессимисты (а не оптимисты) являются главным источником фантастического богатства Уоррена.