Как известно, человек использует возможности своего мозга всего на пять-шесть процентов. Немного, конечно, но на жизнь вроде хватает. Это бы ничего, но мы, похоже, привыкли переносить такое отношение и на другие сферы жизни. Я не буду распространяться сейчас о безумных количествах солнечной энергии, которую бы в мирных целях, о водных ресурсах, которые бы да в целях стратегических - поговорим о простом, как валенок, Интернете, который есть у каждого, кто читает эту статью.
Подобно тому, как в кабинете «главного» навороченные компьютеры обычно применяется для раскладывания пасьянсов и игры в тетрис, Интернет для многих вполне даже бизнесменов - это то, куда ходят посмотреть порнушку и потрепаться в чате от имени тринадцатилетней нимфетки.
Бизнес в оффлайне потихонечку идет своим привычным чередом, бизнес же в онлайне для таких горе-начальников остается малопонятной шуточкой из разряда «их нравы». Нет, конечно, кое-кто поддается на провокацию студента-соседа, выкладывает ему 20 долларов за корпоративную страничку и считает, что теперь уж более прогрессивной фирмы, чем его, не сыскать. На клиента же, который чудом забрел на эту самую страничку и потом предстал пред светлые очи главного с желанием сотрудничать, главный глядит с явным подозрением, потому что нормальные люди (читай: вроде главного) в Интернете дел не делают.
В принципе, если вы эту статью все-таки читаете, в вашем сознании уже произошли необходимые сдвиги и вы поняли, что Интернет может многое дать вашему бизнесу. Для удобства мы составили краткий обзор - в основном предназначенный для тех, кто только начинает осваивать потенциальные возможности Сети. Итак, с чего начинается азбука?
Информация
Как правило, оценив разнообразие эротических материалов, пользователи начинают задумываться: а нет ли здесь такого же разнообразия информации по интересующим их вопросам? И выясняется, что есть!
Собственно говоря, Сеть и была придумана для того, чтобы облегчить обмен информацией. Так что при поиске нужных данных, новых деловых партнеров (см. предыдущий пункт), сотрудников, сырья по выгодным ценам или что там вам еще нужно, о Сети забывать не стоит.
Деловые контакты
Интернет - это еще и великолепный источник контактов. Тут все практически элементарно. Что корпоративный сайт вам нужен, вы поверьте на слово. Иначе как о вас узнают потенциальные деловые партнеры, которые тралят пространства Сети в поисках взаимовыгодного сотрудничества? (см. раздел "Информация")
Однако, даже если сайта и нет, Интернет предоставляет неплохие возможности рассказать о своем бизнесе и найти потенциальных партнеров. Здесь и размещение своих предложений на досках объявлений, и участие в работе оптовых (или, как их еще называют "B2B") торговых площадок, а также тематических дискуссионных форумов.
Прямые продажи
Вы - коммерсант. То есть вы продаете товары либо услуги, или хотите их продавать. Торговать можно и в Интернете - как раз это и есть электронная коммерция в узком смысле слова. Причем электронная торговля и обычная, оффлайновая, прекрасно уживаются друг с другом, но могут вполне самостоятельно существовать по отдельности.
Дальше - интересней. Если у вас достаточно денег, квалифицированных сотрудников и уверенности в себе, можете открыть собственный интернет-магазин и торговать в свое удовольствие.
Альтернативным вариантом может стать аренда местечка в виртуальном торговом ряду. Разница - примерно как между открытием нового магазина и арендой лотка на рынке где-нибудь на городской окраине. Первый вариант требует больше денег, нервов и хлопот, зато там вам никто не указ. Торговая площадка - дешевле, проще, но дает меньше возможностей проявить свою индивидуальность, меньше возможностей для проведения самостоятельных рекламных кампаний, меньше возможностей для успешных продаж.
Наиболее эффективным для розничной торговли является параллельное использование обеих схем, для оптовой - можно ограничиться размещением прайс-листа на торговых площадках.
Косвенные продажи
На самом деле, прямые продажи - это только вершина айсберга. Существует огромное количество покупателей, которым некогда дожидаться курьера и которые хотят своими глазами увидеть приобретаемую вещь. Им гораздо удобнее подъехать к вам в реальный магазин, сделанный из кирпича и штукатурки, чем заказывать непонятно что и получить неясно когда (с их точки зрения).
Вы можете воспользоваться механизмом косвенных продаж и в том случае, если открытие интернет-магазина противоречит здравому смыслу. Например, в случае торговли одеждой. Выложите в Сеть каталог товаров, продающихся в вашем обычном магазине, обязательно укажите телефон и схему проезда. При соответствующей раскрутке этого сайта, рост доходов будет заметен невооруженным взглядом.
А вдруг вы продаете что-нибудь редкое и эксклюзивное, где даже в оффлайне дай Бог, чтобы одна продажа в месяц? Тогда вам и нужен только каталог плюс телефон вашей конторы для потенциального покупателя.
Реклама
Интернетом пользуется множество людей, причем, как правило, не самых бедных и отсталых. То есть они вполне даже привлекательны в качестве клиентов и партнеров. Почему бы вам не попробовать привлечь их внимание к своему предприятию? Реклама в Сети стоит дешевле, чем на телевидении или в других средствах массовой информации. А ведь Интернет предоставляет возможность проведения различных видов рекламных кампаний: и брэндинговых, и нацеленных на повышение прямых продаж.
Эта возможность больше относится к светлому будущему, когда Интернет, как лампочка Ильича, придет в каждый дом. Но уже сейчас, по данным Gallup Media, процент москвичей, которые хотя бы раз в неделю выходят в Сеть, превышает 10% от общего числа жителей столицы. Чем не плацдарм для маркетингового исследования?
Размещение опросов на тематических сайтах обойдется не так уже и дорого, а вы узнаете, чем дышит ваш целевой покупатель. Может, на самом деле, он хочет совсем не то, что вы ему предлагаете?
Полный перенос бизнес-процессов в Интернет
Тема эта сложная, противоречивая и уж точно не для начинающих. С одной стороны, Интернет предоставляет новые возможности: доступ к данным из любой точки планеты, возможность мобильного доступа, и т.п. С другой, по-старинке, как-то надежнее.
Даже сейчас большая часть ERP и CRM-систем (систем управления предприятием и взаимоотношениями с клиентами, соответственно) никак не завязаны на Глобальную сеть - только на локальные сети компаний. Так что, это - скорее дело того недалекого будущего, когда большая часть предпринимателей с успехом освоит перечисленные выше шесть способов извлечения выгоды из Сети, да придумает еще столько же.