• Идеальный гражданин должен быть слабым и безобидным для системы.
На протяжении всей жизни гражданина отучают защищать себя самостоятельно. Если захватили террористы – делай всё, что они говорят. Если грабят – отдавай всё, что есть. Если насилуют – расслабься и получай удовольствие. Видишь драку – уходи, а то убьют, а потом ещё и посадят. И оружие тебе иметь нельзя – всё равно отберут.
Идеальный гражданин (если он не военный или полицейский) - это тепличное растение, домашнее животное или скот, который не способен защитить себя без помощи хозяина или пастухов. Максимум, на что способен такой гражданин в опасной ситуации: убегать, кричать букву «а», и звать на помощь.
• Идеальный гражданин должен быть лишён чувства безопасности и уверенности в себе.
Телевидение, интернет и прочие платформы для СМИ справляются с этим на ура. Бесконечный трёп о войнах, маньяках, смертельных болезнях и стихийных бедствиях делает своё дело. Успешно запуганный гражданин уже в первой половине жизни должен превратиться в депрессивную амёбу. А ещё лучше в издёрганного невротика, для которого единственный доступный способ успокоить нервы – забыться в тяжёлой работе или «оторваться» в выходные.
• Идеальный гражданин должен ненавидеть другого гражданина.
Безобидность и беззащитность гражданина при реальной угрозе должна сочетаться с готовностью перегрызть глотку слабому неудачнику. В обществе потребления один гражданин должен воспринимать другого, как соперника в соревновании или, ещё лучше, как врага. Всеобщая конкуренция, недоверчивость, а так же культ успеха не дают многочисленным гражданам ощутить единство, а значит - силу.
• Идеальный гражданин должен быть примерным семьянином.
Хотя продолжение рода (обеспечение системы новыми «винтиками» и «операторами») безусловно, важно – семья, сама по себе, должна стать для гражданина важнейшей заботой в его жизни. Главная задача семьи – дать гражданину «смысл жизни», а заодно и заковать его в цепи долга. Такая «ячейка здорового общества» не должна позволить её членам разочароваться в нормальной жизни и пустится во все тяжкие.
Если одинокий человек может позволить себе рассуждать на тему «я никому ничего не должен» и вести себя соответственно, то семейный – нет.
• Идеальный гражданин должен хорошо работать в системе.
Получая образование (а точнее – диплом), гражданин привыкает к тому, что большую часть жизни он будет заниматься скучной и монотонной до изнурения работой, без какой-либо видимой пользы. И при этом не роптать на своего текущего руководителя, и не ставить под сомнение систему, вынуждающую его заниматься таким неблагодарным делом.
Иными словами: получая «образование» (чем выше, тем лучше) и устраиваясь на работу (необязательно по специальности), гражданин подписывает негласный контракт, принимая правила чужой игры.
• Идеальный гражданин должен быть морально гибким.
Если диплом или рабочее место добыты нечестным путём, это всё равно докажет пригодность гражданина для работы в системе. Ведь он, приспособляясь и заключая сделки с совестью, может добиться поставленной цели. Не самостоятельно поставить себе цель, но добиться поставленной кем-то другим.
А главное, подобное поведение перестаёт казаться гражданину чем-то постыдным или неприемлемым. Например, «друзья и связи», которыми он обрастает в течение жизни, не дают ему морального права ненавидеть других людей, которые пользуются своими «связями».
• Идеальный гражданин не должен быть как слишком глупым, так и слишком умным.
Система образования, в принципе, должна обучить гражданина «как», а не «зачем» делать что-то.
Гражданин должен быть достаточно умным, чтобы успешно работать в системе и самостоятельно разбираться с жизненными проблемами. Но при этом достаточно глупым, чтобы не иметь в голове опасных идей об «улучшении» окружающего мира. То есть, о починке системы, которая и так неплохо работает.
• Идеальный гражданин не должен задуматься об истинном положении дел.
Во-первых, у него банально не должно хватать на это времени. При правильном построении жизни, работа, семейный быт, а так же культурный (и не очень) отдых будут заполнять эту самую жизнь на 100%.
Во-вторых, понятие «ум» постепенно должно слиться с понятием «заработок» и «статус в обществе».
Идеальный гражданин не может вырваться за пределы системы, которую не выбирал, но может обеспечить себе «достойное место» в этой системе. В теории, по крайней мере. Ведь благодаря успешной подмене понятий, в большинстве неудач такой гражданин будет винить себя самого. Или, в худшем случае, «гражданина-конкурента».
• Идеальный гражданин должен быть лишён чувства собственного достоинства.
С самого детства в жизни любого гражданина необходимо присутствие двух обязательных образов, подавляющих его гордыню и обучающих смирению.
Первый: авторитарный образ родителя, приказы которого ребёнок обязан выполнять, не задавая лишних вопросов.
Такое воспитание постепенно отучает человека от инстинктивного сопротивления приказам другого человека, который «больше знает» и «имеет право командовать».
• Идеальный гражданин не должен случайно или намеренно саботировать работу системы.
Второй обязательный образ: всеведущий и всемогущий Бог, который всегда во всём прав. Такой «царь в голове» даёт гражданину шанс сохранить работоспособность даже в случае физического увечья или серьёзного нервного расстройства. Ведь любую обиду и несправедливость верующий гражданин будет воспринимать, как испытание, посланное ему свыше.
Как бонус, «царь в голове» потихоньку превращает гражданина в «тварь дрожащую», не позволяя тому желать слишком многого, и даже в полной мере распоряжаться собственной жизнью. А значит, и выйти из строя раньше срока, покончив жизнь самоубийством.