Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Как отремонтировать приборы освещения автомобиля

Приборы освещения.

(неисправности, регулировки и ремонт)


У приборов наружного освещения, которыми пользуются водители каждого автомобиля, - две функции. Одна - создавать удобства своему хозяину, освещать дорогу; другая - создавать удобства окружающим.

Обе эти функции служат конечной цели - безопасности движения - и могут быть осуществлены только исправными световыми приборами.

Одна из наиболее частых неисправностей - перегорание ламп. Этот дефект относится к разряду незначительных для автомобилей, эксплуатируемых с одним из двух парных световых приборов. Однако надо помнить, что два прибора одного назначения на одном автомобиле не дублируют друг друга. Они нужны не для количества, а для обеспечения требуемых углов видимости света, когда автомобиль находится в разных дорожных ситуациях и в разных положениях по отношению к другим.

Например, только по двум приборам можно порой определить тип транспортного средства, едущего в темноте попутно или навстречу, его расположение на проезжей части и оценить дистанцию.

Во время работы ламп (кроме галогенных) вольфрам, испаряющийся с нити, оседает на внутренней стороне колбы, уменьшая ее прозрачность. Установлено, что в конце срока службы световой поток колбы составляет около 75 % от начального.

Если через 100-120 часов работы заменяют одну перегоревшую лампу, то целесообразно заменить и вторую. Получите солидный выигрыш в дальности видимости - она увеличивается на 20-30 метров. Спокойствие и комфорт при движении стоят больше, чем лампочка.

Лампа перегорает в основном из-за постепенного увеличения плотности тока (и следовательно, температуры) в наиболее слабом сечении нити. У лампы в холодном и горячем состоянии разное сопротивление. Каждое включение сопровождается резким, в 8-10 раз больше номинального, увеличением тока. Понятно, что это неблагоприятно сказывается на сроке службы лампы, и она перегорает чаще всего в момент включения.

Существенно сокращается срок службы ее при повышенном напряжении в сети из-за неправильной работы реле-регулятора. Например, один час работы при напряжении 13,63 В (101% расчетного) соответствует 12 часам горения лампы при 13,5 В. Лампы выходят из строя чаще, когда машину грубо эксплуатируют на плохой дороге. Вольфрам при нагревании становится мягким, пластичным. Если лампу часто трясти, то нить обрывается.

К слову сказать, лампа может перегореть и в выключенном состоянии. Так бывает при электросварочных работах на машине, когда от аккумулятора отключен не минусовой, а плюсовой провод. У автомобилей однопроводная схема электроснабжения (по "плюсу"), а точки присоединения ламп к минусу ("массе") находятся в разных местах. При подключении сварочного аппарата ток проходит через нити параллельно подключенных световых приборов. Поскольку напряжение при сварке существенно больше 13,5 В, лампы мгновенно перегорают.

Существенное влияние на работу ламп, а значит, и на эффективность световых приборов, оказывает увеличение сопротивления в ламповых колодках или штекерных соединениях. Когда они плохо защищены от пыли, грязи и воды, в них образуются электролитические явления и происходит разрушение контактов. Хорошо помогает заполнение контактного узла смазкой типа "Литол" с добавкой "Меднол".

Вот тонкость в обращении с галогенными лампами. Они работают при значительных температурах, поэтому в качестве материала для их колб используют тугоплавкое стекло - кварц. Нельзя брать лампу руками за колбу - только за цоколь. Жир, всегда имеющийся на пальцах, остается на стекле и при включении лампы как бы "вгорает" в кварц, делая его мутным. Если же перед установкой лампы в фару протереть ее колбу спиртом, она надолго сохраняет высокие светотехнические характеристики.

Наиболее распространенные неисправности рассеивателей у световых приборов - царапины, наружные загрязнения, конденсация росы на внутренних поверхностях. В результате изменяются углы видимости и расстояние обнаружения сигналов.

Ухудшение оптических свойств рассеивателей происходит в основном из-за интенсивной "бомбардировки" их твердыми частицами (щебнем, песком и т. п.) при движении машины.

Небрежный уход - чистка сухой тряпкой - усугубляет последствия абразивного воздействия, рассеиватели покрываются сетью царапин, мутнеют. Особенно в таких случаях страдают светосигнальные приборы, так как их изготавливают из относительно мягких пластмасс. Поправить дело, по опыту бывалых автомобилистов, можно при помощи "Полироля для обветренных покрытий" или "Паст шлифовочных - ВАЗ-1, ВАЗ-2" и т. п.

С целью придания световому пучку требуемого цвета в пластмассы вводят краситель. Однако со временем от естественного старения и под действием солнечной радиации краситель выцветает, рассеиватель становится светлее. Процесс выцветания происходит интенсивнее при нагреве материала, если фонарь горит в солнечный день. Сильное выцветание может привести к тому, что фонарь потеряет свои функции: изменится смысл сигнала, цвет его станет белесым, а сила света может выйти за разрешенный предел.

Нагревание вообще служит первопричиной многих неисправностей светосигнальных приборов. Лампа нагревает внутренний объем фонаря, который обычно невелик. Если это происходит во время движения, то поток воздуха хорошо охлаждает прибор. Если же фонарь с лампой большой мощности (21 Вт) долго работает во время стоянки, то возможно даже локальное оплавление рассеивателя, и он теряет заданную форму.

Попеременное нагревание и охлаждение световых приборов сказывается и на качестве их работы. При выключении лампы воздух внутри фонаря или фары охлаждается и втягивает за собой порцию наружного воздуха. Водяная и твердая пыль оседает на оптических поверхностях отражателя и рассеивателя, на колбе лампы. Влага в конечном итоге конденсируется и вытекает через дренажные отверстия, а когда они засорены, создаются условия для ускорения коррозии.

Если вы заметили, что внутренняя поверхность рассеивателя постоянно запотевает, надо обязательно прочистить дренажное отверстие. Капля воды на внутренней поверхности рассеивателя подобна маленькой линзе: она собирает и рассеивает лучи света.

Количество пыли, влаги и грязи внутри прибора резко возрастает при сквозных трещинах или сколах на рассеивателе. Оставлять разбитый рассеиватель недопустимо не только по этой причине. Более существенно изменение смысла передаваемой информации. У светосигнальных приборов, как и у фар, работает вся поверхность рассеивателя, она вся заполнена светом.

Если отколота часть рассеивателя цветных огней, сигнал воспринимается двухцветным - белым и красным, белым и оранжевым. При большой площади скола белый цвет подавит цвет основного сигнала и полностью исказит его смысл. Такая неисправность задних огней к тому же увеличивает их слепящее действие.

Что касается фар, то известны случаи, когда во время движения из них выпадали куски треснувшего рассеивателя и повреждали шины автомобиля. Нередко вместо разбитых рассеивателей в фонари вставляют пластинки из цветного органического стекла. Делать это совершенно недопустимо. Такие кустарные рассеиватели увеличивают "слепимость" и значительно сужают углы видимости.

Рассеиватели круглых фар в заводских условиях при помощи специальных приспособлений строго ориентируют относительно посадочного места под лампу. Точно установить новое стекло взамен разбитого в гаражных условиях практически невозможно. Поэтому, уж если рассеиватель фары раскололся, замените целиком оптический элемент. У фары с некруглым световым отверстием самостоятельно заменить поврежденный рассеиватель вполне допустимо.

Очень важно следить за правильной установкой оптического элемента в фаре - надпись "верх" или стрелка всегда должна занимать самое верхнее положение. Иначе фара будет ослеплять встречных водителей даже в режиме ближнего света.

Для предохранения рассеивателей от механических повреждений некоторые водители используют пластмассовые щитки, закрепляемые перед фарами. Делать этого не следует из-за того, что, принимая на себя удары летящих с большой скоростью твердых частиц, такой щиток быстро становится мутным и существенно искажает структуру светового пучка. Фары с такими защитными устройствами обладают повышенным (на 30 - 40 %) слепящим действием при одновременном снижении (на 20 - 30 %) дальности освещения дороги.

Использование непрозрачных чехлов допустимо и вполне оправданно для защиты рассеивателей противотуманных фар, так как для сигнализации эти фары не служат, а в дождь, снег или туман чехлы снимают.

Наиболее распространенная неисправность отражателей световых приборов - нарушение оптических свойств зеркальной поверхности. В первую очередь это происходит из-за коррозии, которая чаще всего образуется в нижней части отражателя от скапливающейся здесь влаги и плохой вентиляции фары или фонаря. Коррозия отражателя, прежде всего, снижает интенсивность светового пучка. При дальнем свете это проявляется сокращением освещенного участка дороги, а при ближнем - тем же плюс неравномерное освещение дороги или обочины.

Нельзя считать неисправностью различающиеся между собой противотуманные фары. Главное - чтобы их было две одного цвета (белого или желтого) и их расположение на автомобиле и регулировка отвечали действующим правилам.

Некоторые автомобили увешаны дополнительными световыми приборами. Особой популярностью пользуются дополнительные сигналы торможения. Их монтируют где угодно, даже, бывает, на грязезащитных фартуках. В их качестве порой используют фонари от других моделей автомобилей. Никакого иного эффекта, кроме вреда, это чаще всего не приносит.

Четыре однотипных и одновременно работающих фонаря обладают повышенным слепящим действием и в определенных условиях могут оказать медвежью услугу едущему сзади, да и хозяину автомобиля. На легковом автомобиле все же неплохо поставить специальные дополнительные сигналы торможения, но лучше менее яркие. Их размещают внутри салона за задним стеклом. Именно их (а не основные тормозные фонари) чаще всего видят сзади едущие водители грузовых автомобилей и в особенности их тяжеловесных модификаций.

Одна из широко распространенных неисправностей при включении любого режима освещения передних фар - в одной фаре горит ближний свет, в другой дальний. Эксплуатация автомобиля в таком виде граничит с преступлением, так как катастрофически ухудшаются условия разъезда. Водитель встречного автомобиля будет ослеплен.

Те, кто намеренно вводит на своем автомобиле эту неисправность (увы, есть и такие горе - автомобилисты), ошибаются, считая, что улучшают себе освещение дороги. Дальность видимости в обоих режимах уменьшается почти вдвое. Иногда обе нити (дальнего и ближнего света) горят одновременно. Свет получается тусклый. Причина - в нарушении контакта с "массой". Неисправность подобного рода может быть в любом световом приборе с двухнитиевой лампой, и устранять ее следует сразу же после обнаружения.

Очень многие неисправности световых приборов легко обнаружить при внимательном отношении к автомобилю. И, прежде всего, каждый автомобилист должен помнить, что заботиться об исправном освещении надо не с эгоистических позиций. Ведь как аукнется, так и откликнется, а соревноваться в том, кто больше причинит неудобств окружающим на дороге, не только неэтично, но и крайне опасно.



Источник: japanmotors.ru

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!








[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров