Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Как возместить вред при ДТП из-за болезни водителя

ДТП из-за болезни водителя.

(как возместить вред)


Возмещение невиновно причиненного вреда при ДТП.

Вред, причиненный автомобилем в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, подлежит возмещению. Эта обязанность возложена на владельца источника повышенной опасности, если он не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Однако при дорожно-транспортных происшествиях вред причиняется и самому владельцу. Он также становится потерпевшим. Но возмещение вреда по обязательствам автогражданской ответственности ему не предусмотрено, так как он автоматически попадает в разряд водителя, нарушившего требования правил дорожного движения.

При наличии двух потерпевших, из которых ни один не является виновником дорожно-транспортного происшествия, возмещение вреда может быть возложено на лицо, не являющимся причинителем вреда (ст. 1064 ГК РФ) при авариях вследствие острого проявления заболеваний или внезапной смерти. Как правило, такие риски не страхуют. Конечно не из-за веры в свою непричастность, а вследствие своей неосведомленности о роли заболеваний в безопасной езде.

Представители МВД считают, что управляют транспортными средствами исключительно здоровые, поскольку в милицейской статистике отсутствуют такие причины происшествий как заболевания водителей или внезапная смерть за рулем. Но по медицинским нормативам наряду со здоровыми допускаются также лица, страдающие различными хроническими заболеваниями. Ограниченные резервы здоровья у них повышают риск дорожно-транспортных происшествий.

Аварии вследствие заболеваний и внезапной смерти за рулем уже давно стали объектами расследований, проводимых следствием и дознанием. Согласно научным исследованиям количество ДТП в результате заболеваний и внезапной смерти водителей за последние годы увеличилось в 3-4 раза, а удельный вес их в структуре причин аварийности достигает 7-10 процентов.

Росту дорожно-транспортных происшествий этой категории способствует высокая заболеваемость среди водителей. Уровень хронических соматических заболеваний достигает 63-88 процентов. Среди них преобладают болезни сердечно-сосудистой системы, головного мозга, желез внутренней секреции, органов пищеварения, почек, опорно-двигательного аппарата.

Наиболее характерными проявлениями, опасными за рулем, являются повышенная утомляемость, невозможность сосредоточиться, головная боль, головокружения, сердцебиения, боли за грудиной, иногда жгучего характера, которые могут отдавать в левую руку, левую лопатку, области живота, сопровождающиеся резким падением артериального давления или внезапной смертью.

При гипертонической болезни и атеросклерозе головного мозга наиболее опасными являются повышенная утомляемость, сонливость, головокружение, тошнота, рвота, нарушения координации движений, появление "мурашек" и онемение в конечностях, нарушения речи и мимики лицо, неадекватное поведение, обмороки и потеря сознания.

Опасность за рулем таких заболеваний, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, колиты, энтериты, желчно-каменная или мочекаменная болезнь заключается в возможности появления внезапных острых приступов резких болей, побуждающих водителя бросить управление транспортным средством.

Поскольку к вождению допускаются лица, страдающие различными заболеваниями, постольку они принимают те или иные лекарства. При этом они оказывают не только лечебный эффект, но и обладают побочным действием, негативно влияющим на способность обеспечить безопасное вождение.

Из них следует отметить следующие: дрожание конечностей, двигательные нарушения мышечная слабость, вялость, сонливость, снижение артериального давления, нарушения зрительного восприятия, тошнота, головокружения, нарушения координации, двигательное и психические беспокойство, психозы, спутанность сознания, нарушения концентрации внимания, нарушения зрения с выпадением или сужением полей зрения, затуманивание зрения, двоение в глазах, снижение или повышение содержания сахара в крови.

Так как опасность болезней при вождении очевидны, требуется рассмотреть причины появления за рулем водителей, страдающих заболеваниями, представляющими угрозу дорожному движению. Комплексная оценка состояния здоровья кандидатов в водители и водителей производится посредством освидетельствования их врачами специалистами учреждений здравоохранения. Они же устанавливают периодичность с учетом, в основном возраста, последующих переосвидетельствований. В зависимости от возраста через пять или один год.

Восполнить допущенные погрешности в прогностической оценке здоровья водителей призваны предрейсовые медицинские осмотры. Однако они проводятся не везде, водители - автолюбители вообще лишены такого контроля. Со своими заболеваниями они предоставлены сами себе.

Каких-либо ограничений для них Правилами дорожного движения не предусмотрено, равно как и каких-либо знаков с информацией об ограниченных резервах здоровья, за исключением водителей-инвалидов, в России нет. Да и врачи не утруждают себя рекомендациями о длительности пребывания за рулем в дневное или темное время суток, скоростным режимом, особенностями торможения, о рационе питания, особенностями приема лекарств, режимом труда и отдыха, опасностью неблагоприятных гелио-геофизических воздействий. Полагаясь на авторитет врачей и собственные представления, такой водитель ведет себя как здоровый, расплачиваясь при трагедиях за рулем своим и чужим здоровьем или жизнью, имуществом.

Проводят медицинские освидетельствования кандидатов в водители и водителей при очередных переосвидетельствованиях водительские медицинские комиссии учреждений здравоохранения, на платной основе они оказывают услуги, соответствующие договорным обязательствам. Как и всякий публичный договор (ст.ст. 314, 425, 426 ГК РФ) заключение медицинской водительской комиссии имеет срок действия. В течение этого времени все последствия дорожно-транспортного происшествия вследствие нарушений состояния здоровья или внезапной смерти за рулем больного водителя, допущенного к управлению транспортным средством, следует оценивать как оказание услуги ненадлежащего качества.

Возмещение вреда вследствие недостатка услуги предусмотрено ст.1095 ГК РФ. Ответственность за вред возложена на лицо, оказавшее услугу, каким является лечебное учреждение. Ответственность лечебного учреждения вытекает прямо из ч. 1 ст. 1068 ГК РФ: «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».

Дополнительным основанием ответственности может служить непредставление полной и достоверной информации вопреки требованиям ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителя». Сам врач соответствующего профиля, участвовавший в освидетельствовании на получение специального права (например, вождения транспортного средства) за допущенную ошибку гражданско-правовой ответственности не несет.

Поскольку в медицинском заключении указывается срок допуска к вождению, то в течение этого срока потерпевший водитель при невиновном ДТП, равно как и сам причинитель вреда могут предъявить иск к соответствующему врачу, давшего прогностическую оценку здоровья при решении вопроса о допуске к управлению транспортным средством. При смерти водителя-причинителя невиновного вреда иск может быть предъявлен членами его семьи, находившимися на его иждивении.

Медицинское учреждение освобождается от гражданско-правовой ответственности в том случае, если будет установлено, что заболевание возникло впоследствии – после освидетельствования на шоферской комиссии, даже если срок годности справки о состоянии здоровья не истек.

Однако любое заболевание имеет несколько стадий генезиса, поэтому момент возникновения (начала) болезни редко совпадает с моментом ее обнаружения. Этот период может быть очень длительным. Практика располагает массой примеров, когда люди, страдающие хроническими заболеваниями внутренних органов, годами, а то и десятилетиями даже не догадывались о своих недугах, пока не были в срочном порядке госпитализированы с приступами.

Наличие невыявленных заболеваний у кандидатов в водители даже на ранних стадиях не освобождает медицинское учреждение от гражданской ответственности за причинение вреда в результате ДТП.

Опубликовано в соавт. с А.И. Кузьминым, судебно-медицинским экспертом, кандидатом медицинских наук в журнале «Автомобили и цены», 2004 год

Источник: http://advocatkuzmin.ru

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!








[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров