Как обычно проверяют давление в шинах – попинал по колесу и поехал дальше. Иногда самые дотошные меряют манометром. Но давление в шинах – штука весьма важная.
Шины с пониженным внутренним давлением теряют свою эластичность. В таких случаях возможно проворачивание покрышки на ободе, вызывающее отрыв вентиля камеры или разрушение её в зоне крепления вентиля. Также увеличивается сопротивление качению колес, и, вследствие этого, значительно растёт расход топлива, что немаловажно при нынешних ценах на бензин.
Снижение давления в шине можно легко определить по увеличенной деформации шины, по уводу автомобиля в сторону колеса с недостатком давления и ухудшению управляемости. Также возможен излом каркаса, после чего покрышку можно выкидывать.
Но много хорошо – это тоже нехорошо, при повышенном давлении сильнее изнашивается средняя часть протектора, снижаются амортизирующие качества шины.
При перегрузке машины не стоит поднимать давление в шинах (как рекомендуют некоторые автомобилисты), так как все вышеперечисленные вредные явления никуда не денутся, а в комплекте с перегрузкой ещё и усилятся. Так что за давлением в шинах нужно следить. Но ведь колёса грязные, отвинчивать колпачок и лезть туда манометром – лень.
Специально для лентяев давно уже придуманы индикаторные колпачки, монтирующиеся непосредственно на вентиль, они выпускаются заранее настроенными на определенное давление в диапазоне от 1,8 до 4,0 атм. с шагом 0,2 атм. Они могут устанавливаться на все типы вентилей любых бескамерных шин или камер легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, мотоциклов, квадроциклов и даже велосипедов.
Небольшой датчик наворачивается непосредственно на вентиль вместо штатного колпачка. По вмонтированному в него штоку с цветными секторами определяется состояние покрышки. Зеленая метка – всё в норме. Появление желтого сектора штока свидетельствует о падении давления на 0,3 атм. ниже стандартного. Движение на таких колесах возможно со сниженной скоростью и не более 50 км.. Красный сектор свидетельствует о падении давления до критического уровня (более чем на 0,7 атм.). В этом случае требуется немедленная остановка и подкачка колеса.
На машинах среднего и представительского классов всё большее применение находят электронные измерительные устройства, имеющие звуковую и световую индикацию, и при изменении давления в колесе они незамедлительно оповестят об этом водителя. Но от гвоздя на дороге никто не застрахован, и на этот случай существует масса всевозможных смесей, которые можно закачать в колесо, после чего довести в нём давление до нормы и спокойно доехать до шиномонтажки. Причём "поймать гвоздя" – это настолько распространённое явление и не только в России, но по всему миру, и производители автомобильных шин разрабатывают такие покрышки, которые позволяют продолжать движение даже в том случае, когда воздух из колеса полностью вышел.
Фирмы Goodyear и Continental заявляли о разработках необычных покрышек с жёсткими бортами, которые позволяют двигаться со скоростью до 80 км/час при проколе покрышки или поломке вентиля. При этом водитель не теряет контроль над управляемостью машины, а автомобиль сохраняет маневренность и устойчивость даже при прохождении поворотов с увеличенной нагрузкой на спущенное колесо.
Ну а на бронированные лимузины ставят колёса со специальными ободами, в которые вмонтированы вставки-бандажи из металла или высокопрочной пластмассы. Даже в случае подрыва автомобиля и полного разрушения шины, на них можно выйти из опасной зоны и проехать довольно большое расстояние на относительно высокой (60-80 км/час) скорости. Однако такие колёса – дорогое удовольствие.