Поперечная сила, которую можно без последствий приложить к колесу, тем больше, чем больше сила сцепления колеса с дорогой, и чем меньшая часть этой силы направлена вдоль колеса, то есть, на тягу или торможение. А если же сила сцепления колеса с дорогой невелика, и вся ушла на разгон или торможение, то возникают последствия в виде бокового скольжения этого самого колеса, или, говоря проще, занос.
В общем, возникает он на скользкой дороге, а скользкой дорога может быть в тумане, в листопад, на размокшей грунтовке, в жару, когда плавится асфальт, в любом месте, где у кого-нибудь выхлестало масло, в первые минуты начинающегося дождя, или осенью, когда дороги то мокрые, то покрытые тонкой корочкой льда.
На скользкой дороге к заносу может привести всё что угодно – порыв бокового ветра, наклон дороги. Но самая частая причина – резкие движения газом, тормозом и рулём. Однако автомобилем надо управлять - даже тогда, когда он становится неуправляемым, и делается это с помощью всё тех же газа, тормоза и руля. В автошколах обычно ограничиваются наставлениями сбрасывать газ при сносе задней оси заднеприводного авто, поддавать на переднеприводном и руль крутить в сторону заноса. Давайте разберёмся в этом поосновательнее, итак поехали.
Если занос вызван ударом по газам, газ надо сбросить, если по тормозам – убрать ногу с тормоза, но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы, вызвавшей занос. В первоначальное положение машину это не вернёт, а если процесс зашёл далеко и началось вращение машины, то тем более. Вот тут-то и надо крутить руль в сторону заноса, но не увлекаться и не ограничиваться этим.
При повороте руля в сторону заноса возникает сила, возвращающая заднюю часть авто обратно на дорогу, но этот процесс сам не остановится, и машину несёт дальше – начинается вращение в другую сторону, иногда даже более сильное, чем начальный занос. То есть, машина переходит из одного заноса в другой, а водитель, следуя за этими заносами, перекладывает руль из одного положения в другое, раскачивая машину. Всё это заканчивается обычно весьма и весьма печально – вылетом с дороги.
Чтобы такого не произошло, сразу после поворота руля в сторону заноса его надо крутить обратно. Вся сложность в том, что тут мешает инстинкт самосохранения – ведь, повернув руль, мы выводим машину из этого опасного состояния, и пока не выведем, обратно, казалось бы, крутить не надо. Чтобы было легче с этим справиться, вспомним обычный поворот: повернув, мы сразу же выворачиваем руль обратно, причём тем интенсивнее, чем круче повернули – точно так же следует действовать и при заносе. Однако существует сила инерции, и даже при выруливании обратно, машину всё равно чуть-чуть закинет в другую сторону. Но это уже будет куда меньший занос, справиться с которым не составит труда.
Всё это можно свести к следующему простому правилу: как бы ни мотыляло машину, передние колёса должны сохранять первоначальное направление движения.
«Суха теория, мой друг…», сказал поэт. Это я к тому, что стоит потренироваться в выходе из заноса. Для этого подойдёт любая площадка, где никто не ездит, не ходит и не выгуливает собак. Для начала хватит скорости 25-30 км/ч, резко вдарьте по тормозам – и занос вам обеспечен. Дальше крутите руль, пока не выработаете условный рефлекс, который, вполне возможно, спасёт вас от многих неприятностей.