Нередко на дороге возникают ситуации, когда автомобиль выходит из-под контроля. Это называют потерей устойчивости или, говоря языком водительским, явлениями сноса/заноса осей машины.
Проявления потери устойчивости автомобиля различны. Это может быть снос передней оси, занос задней оси, скольжение всеми четырьмя колесами одновременно. Чтобы восстановить первоначальную траекторию движения, в каждом из перечисленных случаев нужно действовать по-разному. Естественно, это возможно лишь при условии сохранения управляемости машины, когда есть хотя бы минимальное сцепление шин с дорожным покрытием и транспортное средство слушается руля.
Как это бывает
Адаптация к боязни заноса – первый шаг на пути к победе над потерей устойчивости. Но этого недостаточно, чтобы чувствовать себя уверенно на скользком покрытии.
Занос, как правило, возникает при одновременном действии двух составляющих: резком изменении скорости и движении автомобиля по дуге.
Занос на скользкой дороге может быть вызван разными причинами: неровностями дорожного покрытия, уклоном профиля дороги, резкими маневрами, внезапными изменениями скорости движения (причем как торможением, так и ускорением), проколом переднего и заднего колес, повреждением подвески. Но если тщательно изучить ту или иную причину, мы везде увидим влияние двух вышеназванных факторов.
Пока автомобиль движется по прямой и с постоянной скоростью, вероятность возникновения заноса сведена к нулю. Следовательно, если вы не хотите спровоцировать возникновение заноса, нужно соблюдать два правила.
1. Тормозить только на прямых отрезках пути.
2. В повороте поддерживать равномерную скорость движения.
При небольших изменениях скорости или в больших радиусах поворотов сухой асфальт и хорошее сцепление колес с ним «простят» вам игнорирование этих правил. Но если в повседневной водительской практике заложены ошибочные действия, исключить их на время движения по скользкому покрытию вряд ли удастся. Занос автомобиля почти всегда является следствием ошибки водителя.
Что нужно делать
Прежде всего, напомним, что у водителя в арсенале есть рулевое колесо и педаль газа (мы сознательно не упоминаем о педали тормоза). Никогда не тормозите в заносе! Водители часто стремятся воспользоваться тормозом, как только дело принимает плохой оборот. У некоторых это дошло до автоматизма. Резкое торможение часто приводит к потере устойчивости, но никогда не поможет справиться с начавшимся заносом. Итак, в случае возникновения заноса никогда не тормозите!
Схема «Управление автомобилем в заносе» с расписанной последовательностью действий поможет выработать правильный алгоритм действий для того, чтобы справиться с заносом.
В завершение хочется отметить, что почувствовать поведение машины в заносе и научиться его побеждать можно только на практике. Теоретические рекомендации не научат бороться с потерей устойчивости, а лишь помогут научиться предвидеть возможную потерю управляемости автомобиля в различных ситуациях.
Мастерство водителя – не только в том, чтобы достойно выходить из критических ситуаций, а и в том, чтобы не допускать их возникновения.
Тормозить только на прямых отрезках пути.
В повороте поддерживать равномерную скорость движения.
Никогда не тормозите в заносе.
Управление автомобилем в заносе
1. Автомобиль следует по нормальной траектории.
2. Заднюю часть машины заносит влево. Авто пытается развернуться поперек дороги вокруг передней оси. Действия водителя должны быть быстрыми и четкими. Первое, что необходимо сделать, – быстро повернуть рулевое колесо влево. Педаль газа следует отпустить.
Ни в коем случае не тормозите! Чем быстрее вы отреагируете на начавшийся занос, тем больше у вас шансов стабилизировать автомобиль в нужном направлении. Запоздалая реакция, как правило, приводит к критическому заносу, когда поворот рулевого колеса до упора уже не спасает ситуацию.
3. Сразу же, как только автомобиль начал выходить из заноса, необходимо быстро вернуть рулевое колесо в положение для движения прямо. Если опоздать с возвратом руля, машину будет заносить уже в другую сторону.
Такое явление называют «динамический хлыст». Опасен он тем, что занос в другую сторону происходит неожиданно. При раскачивании задней оси автомобиля в поперечном направлении амплитуда каждого последующего заноса возрастает до критического значения. После этого уже начинается неуправляемое вращение машины. В принципе, справиться с «динамическим хлыстом» можно, но для этого потребуются определенные навыки.
4. Справившись с заносом, автомобиль возвращается к первоначальной траектории движения.
Автор: Константин Скипор, Автоакадемия водительского мастерства
Источник: http://www.autocentre.ua
Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"
На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.