Стандартные, входящие в заводскую комплектацию, средства защиты автомобиля от угона малоэффективны. Все происходит в течение нескольких минут: секунды требуются на вскрытие машины, одна-две минуты - на взлом замка рулевой колонки, после чего остается замкнуть провода стартера, и - машины нет!
Один из эффективных способов предотвращения угона - защита моторного отсека.
По способу управления замки капота (Hood Lock) можно разбить на две больших группы: механические и электромеханические.
Электромеханические замки (ЭМЗ) управляются электрическим сигналом. В большинстве случаев они подключаются к дополнительному каналу управления штатной сигнализацией. Открывание и закрывание замка производится с брелока специальной кнопкой.
Иногда замок связывается непосредственно с постановкой и снятием автомобиля на сигнализацию (поставил на охрану - закрыто, снял - открыто).
Конструктивно ЭМЗ представляют собой крепящийся в моторном отсеке электропривод (различных видов), запорные механизмы на капоте и кузове и проводку. Предусмотрена возможность аварийного открывания замка при отсутствии напряжения в бортовой сети: механический привод (стальной тросик) спрятан в укромном месте салона.
ЭМЗ, в силу относительно простой конструкции, не слишком дороги и не сложны в установке. Правда, эти плюсы более важны для установщика, чем для владельца машины: монтируется подобное устройство за полчаса, да и клиента легче убедить - за дешевизной у нас, как правило, гонятся.
О степени защиты стоит сказать отдельно.
Во-первых, будучи, так или иначе, связан с сигнализацией, ЭМЗ не является автономным рубежом обороны (отрубили сигнализацию - нет замка).
Во-вторых, тросик аварийного отключения необходимо тщательно скрыть от посторонних глаз, но в то же время позаботиться о беспрепятственном доступе к нему в случае необходимости (сядет аккумулятор, и т.п.). К тому же в отечественных автомобилях укромные места можно пересчитать по пальцам одной руки, и все эти закоулки, само собой, хорошо известны злоумышленникам.
Еще один негативный фактор: как правило, подобные замки производятся в странах третьего мира, а зачастую - и в гараже у «дяди Васи», из подручных материалов. Выводы делайте сами.
Механические замки (МЗ) появились у нас и стали популярными года на два раньше, чем электромеханические. Они напоминают связку, на одном конце которой находится собственно запирающий замок с личинкой, а на другом - механизм блокирования капота.
Сам замок устанавливается в салоне автомобиля, все остальное пробрасывается в подкапотное пространство и там крепится.
При квалифицированном монтаже МЗ представляют собой серьезную преграду для угонщика. По мнению профессионалов-установщиков, лучшие результаты достигаются при комбинировании электроники и механики, поскольку каждая система выполняет свои охранные функции автономно.
Основные конструктивные моменты разберем на примере наиболее распространенного механического замка капота Mul-T-Lock.
Личинка замка, устанавливаемого в салоне автомобиля, играет весьма важную роль в обеспечении надежной защиты. Степень надежности адекватна уровню секретности (имеется в виду защита от подбора ключа). Комбинаций может быть и сто тысяч (стандартный английский замок), и несколько миллионов. Все зависит от числа пинов - маленьких подпружиненных цилиндров внутри замка, разрезанных на две неравные части.
Вставленный в замочную скважину ключ своими зубчиками («бородой») нажимает на пины и выстраивает их разрезами в одну линию. Это дает возможность повернуть личинку и открыть замок. В стандартной личинке английского замка - пять пинов, в более сложных - до десяти. Интересный момент: в личинке замка Mul-T-Lock десять пинов, но они разбиты по парам - один внутри другого, что делает личинку более компактной.
Следующий аспект - качество материалов и изготовления замка. Личинке нужна надежная защита от механических воздействий: высверливания, проворота (когда в замочную скважину загоняют твердосплавный сердечник и потом с силой проворачивают его, ломая пины). В этих случаях помогают твердосплавные вставки и специальный стальной пин.
Заметим также, что все детали личинки должны быть устойчивы к воздействию кислот и других агрессивных сред.
От салонного замка в подкапотное пространство идет трос с мощной защитой. Через специальный блокирующий механизм трос крепится к штатному замку капота или к дополнительным запирающим устройствам. Правда, такие устройства требуют лишних отверстий в кузове, которые в дальнейшем могут стать очагами коррозии, поэтому предпочтительнее использовать штатный замок капота, тем более что в некоторых автомобилях физически сложно установить дополнительные запирающие устройства (нет места).
К сожалению, в наши дни рассчитывать на одну лишь электронную систему сигнализации не приходится. При использовании же в дополнение к ней хорошего замка капота защита от угона значительно повышается.