Поговорим о манере вождения. Одна из самых важных истин, которые внушаются учащимся Bondurant School of High Performance Driving, состоит в том, что ровная манера управления – залог безопасности на дороге и скорости на гоночной трассе. А ключ к ровной манере вождения – в точном балансе всех систем автомобиля.
Разгон, торможение и быстрое прохождение поворотов вместе дают высокую скорость на круге. Но они согласуются между собой, только если водитель управляет автомобилем в ровной манере. Ровно – значит точно и в порядке заблаговременной подготовки к каждому очередному маневру. Будь то аккуратное огибание апекса виража – вместо его срезки, или же мягкое прибавление “газа” – вместо того, чтобы утопить педаль “в пол”.
Когда речь идет о мягком вождении, критическую роль играет концентрация внимания водителя, - особенно в обстановке гонок. Водителю нужно все время сосредоточивать внимание на поведении машины и постоянно отдавать себе отчет в окружающей обстановке.
В нормальных условиях – на городской улице, неусыпное внимание к окружению – довольно сложная задача. Все время что-нибудь отвлекает: радио, пешеходы, бутерброд, который вы наворачиваете за рулем, вместо завтрака, звонок “мобильника”… Но если на дороге вы всегда можете сбросить скорость и даже съехать на обочину, то на гоночной трассе такую роскошь себе не позволишь.
Ключ к скорости
Вот почему так важно выработать навыки ровного вождения – прежде, чем научиться быстрому пилотированию. Мягкость скрыта в свободной посадке за рулем, в манере, с которой вы держите “баранку”, нажимаете на педали “газа” и тормоза. Тут дело не в том, чтобы делать мягко то или иное; все и всегда! Резко переключаетесь? Если хотя бы какое-то одно действие выполнять грубо, оно рано или поздно скажется на состоянии машины. Все, что вы делаете за рулем, выполняйте всегда ровно и мягко.
Манера управления машиной видна и по записям в вашем блокноте. Мягкое вождение с ровным переходом одного действия в другое – в ходе гонок или на улице города – устраняет ненужные нагрузки и уменьшает износ. Мотор, трансмиссия, тормоза, подвеска – весь автомобиль в целом прослужит дольше, если вы придерживаетесь ровного и мягкого стиля управления.
Старая истина “повторение – мать учения” совершенно справедлива, когда речь идет о тренировке техники вождения, концентрации – и мягкости. Не одобряю скорость на дорогах общего пользования, но в повседневных поездках у вас есть возможность постоянно отрабатывать торможение, переключение “вниз” (с “перегазовкой”), работу с педалями “газа” и тормоза в стиле носок-пятка.
Вне специальных трасс можно практиковать прохождение поворотов – не на скорости, а просто, чтобы научиться правильно выполнять сложный маневр. Прерывистое торможение, видение точки вхождения в поворот, нахождение апекса виража – такие приемы отрабатываются в повседневном вождении.
И не унывайте при первых неудачах, когда вы попытаетесь связать воедино все существенные приемы скоростного пилотирования. Обычно новичок выглядит неуклюже, - если выражаться деликатно.
В начале карьеры гонщика (или квалифицированного водителя на дорогах общего пользования) главное – мягкость; скорость придет позже. Научиться мягкому и ровному вождению непросто, потребуется немало времени. Ни на минуту не забывая о безопасности, тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь – всегда и везде, и вы достигнете такого мастерства, какое доступно немногим.
В ходе тренировок вы научитесь чувствовать равновесие, что приблизит вас к постоянному 100-процентному контролю над машиной. Соединение 3-х основных компонентов – разгона, торможения и прохождения поворотов – достигается только за счет полной концентрации внимания. И тогда вы увидите, что стали ездить быстрее. А также ровнее.