Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Что лучше - бензин или газ

Что лучше - бензин или газ.

(плюсы и минусы)


В отличие от бензина и солярки, цены на газ более устойчивы, и в ближайшее время, резких скачков в этом сегменте топливного рынка, не ожидается, прогнозируют специалисты. Для тех, кто ездит на автомобиле каждый день, наматывая достаточно большие концы на колёса, экономия вышла бы достаточно существенной.

Перевод автомобиля на газ – способ не только сэкономить, но и возможность существенно снизить транспортные издержки для тех, кто не просто ездит на машине, но и зарабатывает на ней деньги на хлеб насущный. (Обратите внимание на маршрутные "ГАЗели" – почти все они работают на газе). Вряд ли имеет смысл надеяться, что бензин подешевеет, так что для тех, кто умеет считать деньги, переход на газ – весьма актуальная тема.

Кроме существенной экономии, у газового топлива есть ещё ряд преимуществ. Октановое число газа более сотни, что недостижимо для бензина, то есть, такое вредное явление, как детонация, на двигателе, работающем на газе, невозможно. Газ не смывает масло со стенок цилиндра, поэтому цилиндро-поршневая группа служит дольше. Масло медленнее теряет свои свойства, поэтому менять его можно реже. Газ лучше смешивается с воздухом, поэтому сгорание смеси в цилиндрах происходит полнее и двигатель работает мягче. При работе двигателя на газе образуется меньше нагара в камерах сгорания, а отработавшие газы содержат куда меньше вредных веществ, чем при работе на бензине, то есть, "газовый" двигатель гарантированно пройдёт проверку на СО.

Конечно, есть и минусы – газовый баллон занимает куда больше места, чем бензобак, да и весит побольше. Это утяжеляет автомобиль, но ненамного. Что до размера, то для легковых автомобилей разработаны тороидальные баллоны (в форме бублика), которые устанавливаются на место запасного колеса. Ещё нужно регулярно (через каждые 1000 километров пробега) сливать конденсат из редуктора и чаще менять воздушный фильтр. Чаще менять "воздухан" – это пойдёт на пользу любому мотору, а сливать конденсат – так уровень масла тоже стоит регулярно проверять.

На данный момент существуют два вида газового топлива: природный газ (метан) и топливо, получаемое из нефти и сконденсированных попутных газов – смесь пропана и бутана. Несмотря на то, что природный газ более дёшев, нежели синтетический, так  как его добывают в 20-25 раз больше, чем получают пропан-бутана, последний в  России куда более распространён.

Во-первых, природный газ на автомобиле хранится в баллонах в сжатом виде под давлением 200 атмосфер, что требует применения баллонов высокого давления и пригодно для использования на больших грузовиках и автобусах, в то время как сжиженный газ хранится в баллонах под давлением всего в 16 атмосфер.

Во-вторых, переоборудование автомобиля для работы на сжиженном газе обходится в три раза дешевле, чем на сжатом.

В-третьих, пробег автомобиля на одной заправке сжиженным газом в два раза больше пробега автомобиля, работающего на сжатом газе.

И, в-четвёртых, оборудование для автомобильных газозаправочных станций, заправляющих автомобили сжиженным газом, на порядок дешевле, чем оборудование для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, что предопределило более широкое распространение заправок сжиженным газом.

Установка газобаллонного оборудования на автомобиль не влечёт почти никаких изменений в конструкции – в топливную магистраль врезается клапан, который отключает подачу бензина при переходе на газ. Всё остальное – это дополнительное оборудование.

Газ хранится в герметичном баллоне, накачивать в систему его не приходится – под давлением газ поступает в редуктор. Редуктор подогревается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения, в нем газ испаряется и уже в газообразном виде (так называемая паровая фаза) идет в устройство, аналогичное карбюратору, в котором газ перемешивается с воздухом – смеситель. Перед редуктором стоит электромагнитный клапан для отключения подачи газа. Переключатель газ-бензин выводится в салон, обычно ставится на подходящее место и фиксируется в трех положениях "газ", "бензин", и "ничего", перекрывая один или два клапана. При выключенном зажигании оба клапана закрыты.

Если карбюраторный двигатель приспособить для работы на газовом топливе достаточно просто, то перевод инжекторных двигателей на газ сопряжён с некоторыми трудностями. В отличие от карбюратора, который работает "сам по себе", форсунки, подающие бензин во впускной коллектор или в цилиндры инжекторного мотора, управляются электроникой.

При переходе на газ они не используются, поэтому нужен дополнительный электронный блок, согласующий работу штатной бензиновой топливной системы и газовой, и отключающий форсунки и бензонасос при переходе на газ.

На двигателях с лямбда-зондом (датчиком остаточного кислорода в отработавших газах) необходима коррекция сигналов лямбда-зонда, так как состав отработавших газов при работе двигателя на бензине и на газе существенно отличается, и без коррекции бортовой компьютер получает неверную информацию, что приводит к неправильной работе двигателя. Газовоздушная смесь горит медленнее, чем бензин, поэтому необходим корректор угла опережения зажигания.

При подаче газа в инжекторный двигатель через смеситель во впускной коллектор мощность двигателя незначительно снижается, а расход топлива так же незначительно возрастает.

Однако сейчас всё большее распространение получают системы непосредственного впрыска газового топлива к впускным клапанам (так называемые системы четвёртого поколения). Это позволяет сохранить все мощностные характеристики двигателя и расход топлива на прежнем уровне. В таких системах подача газа в двигатель происходит не под действием разрежения во впускном коллекторе, а на основании данных, полученных с многочисленных датчиков. При установке такой системы на автомобиль производится её точная настройка под именно этот конкретный автомобиль.

Таким образом, двигатель работает в оптимальном режиме, в каждый момент времени подаётся именно столько топлива, будь то газ или бензин, сколько нужно. Благодаря этому мощность двигателя не снижается и расход топлива не изменяется. Кроме того, система самостоятельно, основываясь на числе оборотов и температуре двигателя, переходит с бензина на газ, а при понижении давления в баллоне (когда газ заканчивается) – на бензин. Конечно, такие системы дороже, но их эксплуатационные качества себя окупают.

Дизель также можно дооборудовать газовой аппаратурой. На данный момент существует два способа перевода дизелей на газ: конвертирование дизеля в двигатель с искровым зажиганием и переход на газодизельный процесс.

Первый способ требует внесения значительных изменений в конструкцию двигателя, и после этого он уже не сможет работать на обычной солярке. При переходе на газодизельный процесс двигатель может работать как на дизтопливе, так и на газе, и, так же как и бензиновый, он просто оснащается дополнительной топливной системой. Но, в отличие от бензинового мотора, в котором при переходе на газ подача бензина полностью прекращается, в цилиндры дизеля через форсунки основной топливной системы подаётся небольшое количество дизтоплива, необходимое для воспламенения газовоздушной смеси. При этом дизтопливо на 80 процентов замещается газом. Благодаря применению газа в качестве топлива для дизельных двигателей увеличивается крутящий момент на низких оборотах, снижается в 2-4 раза дымность выхлопа, снижается уровень шума и уменьшается износ цилиндропоршневой группы.

По поводу взрывоопасности газового оборудования, о которой ходит много баек, можно сказать следующее: почти каждый имел дело с газовой плитой на кухне, но чтобы она взорвалась – это редкость. Да и если возникнет опасность взрыва, задолго перед этим запах газа оповестит о том, что надо перейти на бензин и устранить причину утечки.

Газовое оборудование проходит серию испытаний, и, по данным статистики, пожары и взрывы газобаллонной аппаратуры были связаны с грубыми нарушениями техники безопасности, правил эксплуатации и неквалифицированной установкой. Именно поэтому установку газобаллонной аппаратуры должны проводить квалифицированные специалисты на соответствующих предприятиях, оснащённых всем необходимым оборудованием, в том числе для проверки и контроля.

Как ездить на газе – заводиться надо на бензине. Двигатель может завестись и на газе, но мембраны редуктора выйдут из строя быстрее. Переключаться на газ стоит, когда  двигатель уже прогрет.

Перед ночной или просто длительной стоянкой также нужно переключиться на бензин. Периодически (примерно через каждые 1000 км пробега) надо сливать конденсат из редуктора. Газовое оборудование инжекторных моторов, управляемое электроникой, переключается на газ автоматически по достижении рабочей температуры.



Источник: по материалам www.gorodfm.ru

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.




Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!







[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2019 by Геннадий Нестеров