Автомобильную безопасность можно условно разделить на два вида – пассивную и активную.
Пассивная – это возможность автомобиля сохранить здоровье и жизнь водителя и пассажиров, если авария все-таки произошла. В арсенале пассивных средств – подушки, ремни, деформируемые зоны.
Активная безопасность – это специальные устройства, которые отслеживают состояние автомобиля и позволяют ему избежать столкновения. Отметим, что отечественный автомобиль "Лада-Калина" в новой комплектации имеет подушки безопасности для переднего пассажира и водителя.
Что происходит при лобовом ударе с пассажирами и с самим автомобилем? Машина деформируется, а пассажиры на огромной скорости наталкиваются на руль, лобовое стекло. Задачей пассивной безопасности является смягчение таких ударов. Для этого и существуют подушки безопасности, ремни и другие устройства.
Результаты многолетних краш-тестов показали, что кузов автомобиля должен быть податливым и жестким одновременно. Для этого каркас выполняют жестким. «Клетка» салона выполнена из сверхпрочной стали, двери укреплены специальными брусьями, которые не позволяют им сминаться. Но податливыми оставили специальные зоны, за счет которых и происходит деформация и гашение скорости.
Сравнительно недавно производители научились делать зоны запрограммированной деформации. Именно благодаря этим зонам во время аварии передняя часть автомобиля разбивается, но салон остается целым. Раньше над этим не задумывались, и машины повреждались равномерно – уязвимым был и кузов, и салон.
Конструкторы продумали и поведение двигателя во время аварии. В современных моделях двигатель не вминается в салон, а выпадает или смещается вниз.
Не менее опасен и удар сзади, во время которого пассажиры в салоне обычно получают повреждение шеи. Для этого разработаны простые и активные подголовники, которые не позволяют голове запрокидываться назад. Все эти устройства, конструкции и системы созданы для того, чтобы вовремя подхватить человека и погасить скорость.
Развитие ремней безопасности не стоит на месте. Если раньше применялись только ремни с двухточечным креплением, то новые конструкции имеют до шести точек, которые крепко удерживают человека в кресле. Так, последние модели автомобилей "ВАЗ" оснащены трехточечными инерционными ремнями. Устройство инерционной катушки срабатывает в момент наступления форс-мажорных обстоятельств, и ремень жестко фиксирует человека.
На более современных машинах используют ремни с пиропатронами, в которых взрывчатка в момент аварии детонирует и дергает ремень, прижимая пассажира к креслу. Ремни – это самое действенное средство защиты во время аварии.
Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"