Бизнес - идеи и решения, варианты и планы (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Проблема растрат и краж на предприятии

Проблема растрат и краж
на предприятии.


Людям надо доверять! И проверять...

У проблем растрат и краж на предприятии есть своя давняя история. Еще во времена британского короля Георга III (1760–1820) юристы старались сформулировать правовую суть краж, которые совершали их слуги или клерки. А что говорить о наших временах!.. Сегодня поговорим о преступлениях, которые совершают наемные работники.

Статистика расследований негосударственных служб коммерческой безопасности свидетельствует о том, что около 60% работников частных ресторанов и кафе регулярно обкрадывают свои предприятия. Вот такая печальная цифра... К сожалению, одной из главных угроз бизнеса нередко становится свой персонал: именно свои работники лучше всего знают, где и что “плохо лежит”.

Надо сказать, что очень многое зависит от той атмосферы, которую руководитель создает на своем предприятии.

Моральный климат, направленный на стимулирование работников, обычно снижает количество краж. Более доброжелательная атмосфера положительно влияет на партнеров и на заказчиков.

Масштаб мошенничества на предприятии определяют такие обстоятельства: кого вы принимаете на работу, как организовываете деятельность и как контролируете выполнение работы.

Успех противодействия кражам нередко зависит от того, насколько продолжительными являются отношения между работодателем и работником-вором. Стоит особое внимание уделить рискам, связанным с категорией лиц, нанятых по контракту.

Нередко фирмы принимают временных служащих на определенный срок для выполнения отдельных производственных задач. Практикуя такой метод, попробуйте каждый раз сначала ответить себе на такие вопросы:

Насколько тщательной должна быть проверка будущего “контрактника”?

Можно ли от него ждать “преданности” вашему предприятию?

Какую форму контроля к “контрактнику” следует применить?

Чем ваше отношение к постоянному персоналу должно отличаться от отношения к “контрактнику”?

Как долго по окончании сотрудничества с вами “контрактник” будет сохранять в тайне конфиденциальную информацию?

Сотрудничество закончено. Не пойдет ли бывший “контрактник” работать к вашим конкурентам?

Чтобы выработать общий “антидот” по отношению к “своим” ворам, сначала рассмотрим несколько типичных случаев мошенничества и краж на предприятиях.

Небрежный контроль.

Небольшая фирма работает в сфере автосервиса. В конце каждого дня служащий, ответственный за хранение, должен был списывать с учетных документов запчасти, которые были использованы для ремонта автомобилей. На самом деле ленивый работник нередко поручал это делать одному из механиков. А тот просто воровал детали и со временем сам их списывал.

Вывод.

Операции по списыванию имущества должен осуществлять тот, кому это вменили в обязанность и кому дали соответствующие полномочия. Одновременно количество списанного имущества обязательно должен подтвердить другой руководитель, опираясь на данные учета работ и придерживаясь установленных нормативов.

Бизнес внутри бизнеса.

Формально контракты и трудовые соглашения обычно не запрещают работать в другом месте (скажем, по совместительству). Проводить “параллельный” бизнес, прибегая к нечестной игре, может любой. Скажем, механику из автомастерской будет не сложно переманить часть клиентов к себе, ремонтируя их автомобили в своем гараже по “демпинговой цене”. А юристу или преподавателю никто не помешает частным образом предложить желающим свои знания и опыт по цене, немного ниже, чем “на фирме”.

Такая ситуация может угрожать убытками вашему бизнесу в том случае, если между вами и работником возникает конфликт доверия. У работника невольно возникает мысль:

“Если ко мне так относятся и не ценят мой опыт и знания, то почему бы мне не продать их тем же клиентам, но частным образом?”

Вывод.

Цените деловые качества и не забывайте давать авансы своим работникам.

Менеджер с полномочиями.

Работник-менеджер, который несет ответственность за периодическое приобретение определенного оборудования или, допустим, сырья, налаживает контакты с поставщиками, которые предлагают ему личные “комиссионные” за каждую партию закупленного товара. Менеджер соглашается, хотя хорошо осознает, что такое же оборудование можно приобрести у другой фирмы по более низкой цене. И, фактически беря взятку, уверяет вас, что эти условия - наилучшие! Здесь такое лицо не только злоупотребляет вашим доверием, а и использует полное отсутствие контроля с вашей стороны.

Вывод.

Всегда надо стараться разделять обязанности. Необходимо полностью устранить возможность, только одному работнику самостоятельно отвечать за приобретение-продажу от начала до конца. Бухгалтерским языком это звучит так: за регистрацию операции и фактический оборот денег (товаров), сопровождающих операцию, должны отвечать, по крайней мере, два работника.

Этот принцип известен очень давно, но знают ли о нем все наши бизнесмены - вчерашние учителя, инженеры, врачи, рабочие? Кое-кто знает, но не придерживается его. А другой, чтобы сэкономить средства, сокращает количество работников и таким образом разрушает надежные производственные схемы. Сэкономил на заработной плате, а потерял намного больше...

Совет 1: ПЕРВЫЙ КОНТРОЛЬ

Не поленитесь хорошо проверить всю информацию о человеке, которого вы хотите нанять на работу.

Специалисты называют такую процедуру “исследованием на благонадежность” (хотя это, наверное, слишком сильно сказано). Перед тем как пригласить незнакомое лицо на ответственную работу на своем предприятии, целесообразно проверить его профессиональный уровень и выяснить некоторые детали его предшествующего трудоустройства.

Из истории безопасности частных фирм известно великое множество случаев, когда на работу принимали специалистов, даже приблизительно не поинтересовавшись ими на предмет честности.

Поэтому принимать решение по трудоустройству советуем вам только после того, как вы нашли ответы на такие вопросы:

На самом ли деле претендент имеет именно то образование (квалификацию), о котором заявляет?

На самом ли деле претендент раньше занимал именно те должности, которые указал в своем послужном списке?

Есть ли в перечне предшествующих мест работы “перерывы” во времени, которые сложно объяснить? Очень важно точно узнать, с чем они связаны. Это может быть все, что угодно: болезнь, банкротство фирмы, вынужденная безработица. Но может быть и “пребывание в исправительном учреждении №...”

По какой причине на самом деле претендент оставил предыдущее место работы? Все ли выглядит именно так, как он преподносит? Взгляды претендента всего-навсего “не совпадали с взглядами руководства”? Или, может быть, этого человека просто выгнали за мошенничество или какие-то другие злоупотребления?

Не “забыл” ли претендент сообщить о некоторых “неприятных” фактах своей карьеры?

Не “забыл” ли претендент сообщить о каком-то своем образовании, которое не имеет прямого отношения к выполнению служебных обязанностей на будущей должности?

Последний вопрос может сначала показаться не совсем понятным и целесообразным. Поэтому проиллюстрируем его на примере.

Фирма госпожи Татьяны (экономиста по специальности) очень успешно работала как посредник на рынке метизов. Это был действительно взлет: собственница фирмы и ее подчиненные (вместе - только четыре специалиста!) в течение двух лет заняли солидную нишу на рынках Болгарии, Прибалтики и доброй половины стран СНГ. Офис из двух комнатушек в центре города стал объектом внимания, уважения и зависти в глазах больших мощных фирм. Дело в том, что госпожа Татьяна время от времени применяла свои собственные оригинальные маркетинговые “ноу-хау”. Никто из конкурентов даже предусмотреть не мог, каким “железом” фирма госпожи Татьяны будет торговать завтра и на какой рынок его “выбросит”. Зато все знали: каждый раз предприниматель безошибочно предусмотрит рыночную ситуацию, сделает свой расчет блеском, получит более высокие прибыли.

На фирме была своя хозяйка, Клавдия Петровна, которая следила за чистотой в офисе, варила замечательный кофе для персонала и посетителей, делала закупки и т.п.

Однажды на нее напали неизвестные хулиганы, жестоко избили (сломали ногу!), отобрали деньги... Потребовалась временная “подмена” на два месяца.

В тот день, когда госпожа Татьяна узнала о досадном происшествии, в офис заглянула какая-то девушка: “Мне сказали, что вам нужна уборщица. Может, возьмете меня на эту работу?” Кратко поговорив, согласилась. На следующий день новенькая работница Оля вышла на работу. Сразу всем понравилась: простая, искренняя, радушная, она делала все, что надо, легко и с приятностью.

Именно с этого момента что-то в бизнесе госпожи Татьяны “забуксовало”. Кое-кто из конкурентов начал делать те же шаги, но на день раньше!

Возможность “измены” со стороны кого-то из своих специалистов владелица фирмы отвергла сразу: они работали вместе уже так давно, что знали один одного, как родные. Посоветовавшись с опытными людьми, госпожа Татьяна пригласила к себе специалиста по подслушивающей технике.

Тщательное обследование засвидетельствовало: спрятанных микрофонов или других устройств нет.

Загадку решил 17-летний сын Татьяны, Максим: “Мама, а с “компактами” у вас все благополучно?” (Надо сказать, что Максим был страстным “хакером”, и именно он ставил на компьютеры маминой “конторы” пароли и системы защиты).

Придя утром с мамой в офис, Максим включил один из компьютеров, поклацал клавишами и поставил диагноз: “Этот компьютер кто-то включал вчера в 19.14, а выключил в 19.32. Работали с такими-то документами. За 18 минут можно успеть, например... сделать копии на дискету! Как сняли мой пароль - пока что не знаю, но это сделал хороший специалист!” Парень назвал матери именно то время, когда Оля осталась в офисе для уборки. По своим “неофициальным каналам” госпожа Татьяна детальнее поинтересовалась биографией Оли. Жизнеописание уборщицы отличалось от того, что она рассказывала о себе, одной дополнительной строчкой: “Закончила двухлетний курс программирования”...

Совет 2: СПРОСИТЕ У ДРУГИХ

Обязательно надо требовать рекомендации с предыдущего места работы кандидата. Изучите их, но не очень им доверяйте (по разным причинам: может, эта просто подделка, а может, человека просто “пожалели” и не написали о нем полной правды...)

Лучше всего установить контакт с предыдущим работодателем претендента и выслушать его мнение об этом человеке. Что реально делал этот работник? Как исполнял свои обязанности? По какой причине уволился? И самый важный, ценнейший вопрос: “Взяли ли бы вы этого человека снова к себе на работу?” Ответ на этот тестовый вопрос обычно бывает искренним и о многом вам скажет...

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ СОВЕТЫ

У вас будут воровать ВСЕГДА, если вы не осознаете, что вам надо отложить разные мелочные дела и немедленно сделать следующее:

ввести эффективную систему учета и отчетности и поддерживать ее на надлежащем уровне;

организовать эффективную систему внутреннего контроля (она может функционировать в постоянном режиме!);

ввести для всех работников внутренний корпоративный кодекс поведения;

следить за соблюдением установленных правил и выявлять отклонения от стандартов.

Если вы не уделили надлежащего внимания хотя бы одному из этих пунктов, деньги в вашей кассе постоянно будут уменьшаться. Просто имейте это в виду каждый день...

Автор: Ярослав КОЧЕРГАН
Источник: информационно-вспомогательный бюллетень “100 тысяч” (2001, февраль, вып. 21, с. 13-15)

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!




Клиенты ждут Вас!





[ В раздел ]  [ Вверх ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров