Одним из новых понятий, вошедших в нашу жизнь, стало «франчайзинг». По сути франчайзинг является формой ведения бизнеса.
Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга, 60% валового национального продукта в США приходится на предприятия, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, из них 50% работают по системе франчайзинга.
Мы постоянно сталкиваемся с успешными примерами франчайзинга. Соса-Cola, McDonald“s, Kodak, Benetton, 1C, Baskin & Robbins, мебель Шатура, Yves Rocher и многие другие компании, ставшие привычными для нас элементами городской среды, открыты предпринимателями именно по франчайзингу.
Общеизвестный факт: самые крупные состояния принадлежат владельцам успешного бизнеса. Отсюда следствие: необходимо открывать собственный бизнес.
С другой стороны неутешительная статистика: 9 из 10 новых предприятий разоряются в первый год работы. И это неудивительно: сказываются отсутствие опыта, слабое знание конъюнктуры рынка и просто неумение организовать работу компании. По мнению известного консультанта по бизнесу Кийосаки, для того, чтобы построить успешный бизнес, надо потерять как минимум два предыдущих. Именно опыт и навыки ведения бизнеса дают гарантию выживаемости новой компании.
Но если вы не готовы рисковать всеми деньгами ради приобретения опыта, если вы хотите все сразу и с минимальным риском?
В этом случае единственный выход - франчайзинг. Именно франчайзинг позволяет воспользоваться успешной формулой бизнеса, уже испытанной разными людьми. Предпринимателю нет необходимости «изобретать велосипед»: все, что ему надо - это следовать подробной инструкции, которая, как правило, включает все, начиная от дизайна магазина и заканчивая системой ведения отчетности.
Суть франчайзинга проста: в обмен на преимущества уже на деле проверенной методики ведения бизнеса и право использовать относительно известную торговую марку франчайзи (предприниматель, желающий начать бизнес) делится с франчайзером (владельцем марки и технологии) частью своей прибыли и независимости.
Причем частью независимости – это мягко сказано. Реальная власть внутри франчайзинговой сети принадлежит всё же руководителям сети, а не участникам. В лучшем случае с ними могут проконсультироваться, но право окончательного решения принадлежит франчайзеру.
Во многом такое жесткое ограничение оправдано: только так франчайзер может гарантировать минимизацию рисков. Ну и потом не забывайте – вам передают право представлять торговую марку, а значит, любые ваши действия могут отразиться на имени всего бренда в целом.
Чтобы полнее представить картину, рассмотрим основные плюсы и минусы открытия предприятия на основе франчайзинга.
Очевидными плюсами для предпринимателя являются:
· Получение испытанной формулы бизнеса. Фактически это готовый бизнес и рыночная ниша.
· Разрешение использовать известный товарный знак (сокращает затраты на рекламу на первоначальной стадии).
· Получение помощи не только на стадии открытия дела, но и на протяжении всего периода сотрудничества.
· Получение технических знаний и средств, которые позволяют начать работу в наилучших условиях.
· Облегчение получения кредитных ресурсов (многие франчайзеры выступают гарантами по кредитам).
· Труд по защите и поддержанию имиджа марки сети перекладывается на франчайзера.
Вместе с тем франчайзинг как способ ведения бизнеса имеет и ряд минусов:
· Прежде всего, это упомянутое выше отсутствие свободы. Предприниматель фактически теряет независимость и творческую свободу.
· Высокая зависимость собственного бизнеса от стабильности франчайзера.
· Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на определенный срок.
Теперь перейдем к финансовой стороне сотрудничества. Для открытия фирмы на основе франчайзинга необходимо оплатить первоначальный взнос. Это разовая выплата за лицензию на использование торговой марки, ноу-хау и технологии ведения бизнеса. Средний уровень первоначального взноса составляет 5-10% общей стоимости необходимых инвестиций в бизнес.
Общий же объем необходимых инвестиций может колебаться в зависимости от вида деятельности от нескольких тысяч долларов до миллионов. Некоторые франчайзеры вообще не взимают первоначальный взнос. Их задача создать как можно более разветвленную сеть предприятий, чтобы обеспечить себе в будущем стабильный доход от текущих платежей.
Текущие платежи, или «роялти», - это второй немаловажный компонент финансовой стороны бизнеса. Ежемесячно (или с другой периодичностью) предприниматель обязан отчислять определенную сумму владельцам сети. Как правило, она составляет 6-7% валового объема продаж.
В большинстве форм франчайзинга предусмотрены и регулярные отчисления на рекламу и маркетинг в размере 1-1,5% общего объёма продаж.