Как создать бизнес в Интернет и заработать (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Что и как купить в Интернете

Электронная коммерция.

(что и как купить в Интернете)


Несмотря на заголовок этой статьи, электронная коммерция не ограничивается только торговлей. Скорее это более широкая категория, означающая ведение бизнеса с использованием современных технологий и в первую очередь - Интернета.

Вместе с тем, наибольшее внимание привлекает именно возможность приобрести или продать что-либо сидя у экрана компьютера, поэтому нередко электронная коммерция ассоциируется с торговлей через Интернет.

В этой сфере выделяют электронную торговлю между организацией и частным лицом (сокр. B2C, от англ. business-to-consumer - от бизнеса к потребителю), торговлю между предприятиями (сокр. B2B, от англ. business-to-business, бизнес-бизнес: продажи между предприятиями) и торговлю между частными лицами (сокр. C2C, от англ. consumer-to-consumer, потребитель-потребитель).

Если раньше об электронной коммерции в России говорили как о чём-то из области научной фантастики, то сегодня она перешла в разряд обычных явлений, особенно в крупных городах. На данный момент в каталоге magazin.ru зарегистрировано не менее 800 российских Интернет-магазинов, а опыт покупок в них имеют уже более 400 тыс. россиян (по данным monitoring.ru).

Электронная коммерция для частных лиц

Фактически любой человек, имеющий компьютер и подключение к Интернету может ознакомиться с каталогами товаров на сайтах Интернет-магазинов, сделать заказ и получить его по указанному им адресу. Даже если у вас нет своего компьютера, сделать заказ несложно, обратившись к знакомым или воспользовавшись услугами специальных организаций - Интернет-кафе, которые предоставляют в аренду компьютер с подключением к Интернет всего за несколько десятков рублей в час.

Обычно, описывая преимущества Интернет-магазинов над обычными, говорят о том, что сделать покупку можно не вставая из кресла. Однако польза Интернет-магазинов не ограничивается экономией времени. Немаловажно, что покупатель может легко и быстро сравнить в разных магазинах цены и другие параметры изделий, внимательно изучить дополнительную информацию о них и не спеша обдумать свой выбор, чего он нередко лишен в условиях обычного магазина, где  кроме всего, на него действует "человеческий фактор" в виде продавца.

Особенно большую роль это играет при покупке сложных товаров с большим количеством характеристик: аудио и видеотехники, электроники, компьютеров и т.д. Кроме того, в Интернет-магазине можно заказать то, чего нет в обычных магазинах вашего города - "электронные супермаркеты" (напр. ozon.ru, xxl.ru, bumerang.ru и др.) доставляют товары почтой в большинство городов России.

Процесс покупки в Интернет-магазине не содержит в себе ничего сложного. В начале покупатель заполняет регистрационную форму, где указывает свои координаты и адрес доставки.

После этого покупатель получает пароль и условное имя - логин. Впоследствии, набирая логин и пароль, покупатель может скорректировать текущие заказы, просмотреть историю своих заказов, изменить свои индивидуальные настройки при работе с магазином. Заказ товара осуществляется нажатием кнопки, вносящей запись об этом товаре в бланк заказа ("товар кладется в корзину" по аналогии с обычным супермаркетом).

Как правило, оплата товара осуществляется наличными при его получении от курьера (такой способ избирают 50% покупателей по данным magazin.ru) либо наложенным или банковским  платежом при доставке по почте.

Конечно, обычные процедуры банковского или наложенного платежа удобными по современным меркам не назовешь - нужно идти на почту или в отделение банка, заполнять бланки от руки, общаться с персоналом этих учреждений и т.д. Но других широкодоступных вариантов пока нет, поскольку в России пока не развиты системы безналичных платежей для граждан. Здесь сказывается и общая экономическая ситуация, и недоверие людей к банковской системе в вообще и к новым видам денежных переводов в частности.

Есть, правда, в такой ситуации и свои плюсы - у нас в стране почти нет краж со счетов на банковских карточках, потому что у нас почти нет карточек, тогда как на Западе такое явление, получившее название "кардинга" довольно распространено.

Большинство пользователей Интернет-магазинов в России платят наличными, поэтому разговоры о похищении денег со счетов пользователей для России просто не актуальны. Перефразируя известную песню "Если у вас нету счета, то кражи вам не страшны".

Конечно, все это не избавляет покупателя от необходимости делать выбор в пользу того или  иного  Интернет-магазина.  В  поисках  "своего"  магазина лучше обратиться к какому-либо каталогу по электронной коммерции, напр. www.magazin.ru, раздел TopShop на сайте www.rambler.ru и т.п.

Если необходимо не столько купить, сколько узнать цены, то целесообразнее воспользоваться услугами специализированных сайтов, имеющих базы данных по ценам на интересующие вас товары (напр. www.price.ru, www.torg.ru, www.podberi.ru, www.otvet.ru и др.). На таких сайтах, как правило, можно задать поиск по наименованию товара, цене, производителю и т.д.

Права потребителя

При приобретении чего-либо в электронном магазине нередко возникает вопрос о гарантированности такого рода сделок, особенно при крупных покупках. Несмотря на то, что продажа товаров в Интернет дело с экономической точки зрения довольно новое, в этой сфере действуют ставшие уже традиционными правила, касающиеся защиты прав потребителей.

Основными являются общие положения, изложенные в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.140), а также детализирующие их "Правила продажи товаров по образцам" (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918, с изменениями от 2 октября 1999 г., 7 декабря 2000 г.).

Согласно Правилам продажи товаров по образцам, продавец должен представить информацию о товаре (для импортных товаров - на русском языке), содержащую:

наименование товара;

место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

цену, порядок и условия оплаты товара (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товара покупателю и другие условия);

гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного вида товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;

сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);

способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор;

способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом.

Если в приобретаемом товаре устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Соответственно, при покупке в Интернет-магазине нелишне будет узнать наименование и адрес фирмы - владельца магазина, которая будет нести ответственность в случае продажи некачественного товара. Для возврата некачественного товара нужно сохранить товарный чек, квитанцию, извещение или иной документ, подтверждающий передачу вам товара (при отсутствии этих документов можно будет подтвердить факт покупки товаров свидетельскими показаниями, но это сложнее).

Необходимо учитывать, что договор между вами и магазином считается заключенным не тогда, когда на сайте заполнен бланк заказа, а только при получении вами товара и передаче денег. Соответственно, вы вправе отказаться от доставленного вам курьером товара, если вас не устраивает качество или товар оказался не совсем таким, как он представлен на сайте.

В соответствии с пунктом 33 Правил:

"Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В отношении технически сложного и дорогостоящего товара эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков; расторжения договора. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Сроки исполнения указанных требований продавцом определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований покупателя".

К сожалению, кроме проблем с несоответствием описания товара и его реальных характеристик, на практике нередки случаи нарушения сроков доставки. Иногда задержка может привести к тому, что вы уже утратите потребность в заказанном товаре (напр., когда заказываются цветы к юбилею). На основании Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель вправе отказаться от получения и оплаты товара, доставка которого просрочена.

В любом случае, чтобы предупредить возможные проблемы со сроком доставки, посмотрите сообщения, оставленные покупателями на форуме сайта Интернет-магазина. По таким сообщениям часто можно определить реальные, а не рекламные сроки доставки.

Продано до третьего нажатия кнопки

Казалось бы, что может быть общего между коллекционными монетами или старыми музыкальными дисками и Интернетом? На самом деле эти вещи довольно сильно связаны посредством Интернет-аукционов (напр., www.molotok.ru, www.auction.ru и др.), где люди свободно выставляют на торги всякую всячину вроде часов, аудио-плееров, компьютеров, марок и т.д.

Механизм Интернет-аукциона очень похож на работу Интернет-магазина, с той лишь разницей, что товары выставляются любым зарегистрировавшимся в системе лицом. Покупатели под условными именами, данными им при регистрации, делают ставки, указывая, за какую цены они могут купить выставленный на торги товар. Торги ведутся от одного дня до месяца по выбору продавца и после их завершения стороны добровольно выполняют условия покупки.

Если продавец или покупатель отказывается продать или, соответственно, купить товар по цене, которая установилась на момент окончания торгов, то другая сторона может написать отрицательный отзыв о таком неблаговидном поступке участника Интернет-аукциона в специальном форуме. Чем больше таких отзывов у участника аукциона, тем меньше его шансы совершить в действительности хорошую сделку.

В ходе аукционных торгов иногда разыгрываются нешуточные страсти - представьте, к примеру, себя на месте участника аукциона, где выставлена иномарка с начальной ценой... 1 доллар США. А ведь это реальная ситуация, наблюдать которую приходилось и автору этих строк. Интернет-аукционы позволяют продавать какие угодно вещи напрямую заинтересованным в них людям, безо всяких посредников вроде комиссионных магазинов или перекупщиков на рынке. Если вам нужно приобрести что-то "с рук" или, наоборот, продать что-либо, то Интернет-аукцион поможет вам превратить этот процесс в увлекательное занятие с материальным стимулом.

Что будет значить сходить за покупками в будущем?

Итак, мы в общих чертах выяснили преимущества и потенциальные проблемы сегодняшней электронной коммерции для рядового потребителя. Однако быстрое развитие данной отрасли не дает потребителю опомниться и обещает доселе невиданные способы покупок.

Одна из таких возможностей, активно внедряемых сейчас за рубежом - это мобильная коммерция, то есть осуществление бизнеса с использованием переносных электронных устройств (карманных компьютеров, сотовых телефонов и т.д.). Начинка современных моделей сотовых телефонов позволяет выходить в Интернет, правда пока по достаточно дорогим ценам. Мобильной коммерции пророчат аспространение даже большее, чем просто электронной, так как количество мобильных устройств значительно превосходит число обычных компьютеров, а, следовательно, больше круг потенциальных участников новых систем.

Представьте себе картину - возвращаетесь вы под вечер с дачи домой, а у дверей вас уже ждет курьер с заказом продуктов, который вы сделали по дороге домой с помощью своего мобильного телефона. Это не говоря уже о заказе билетов в кино или в театр, на самолет или поезд перед выездом и т.д.

Конечно, для развития всего этого в России необходимо улучшение экономической ситуации. Тогда, в недалеком будущем мы, возможно, увидим, как родители будут давать своим детям мобильный телефон, чтобы они купили себе мороженное. Сами они в это время будут читать почти обычную газету из тонкого пластика, которая ежедневно обновляет свое содержание через Интернет, но это уже совсем другая история.

Автор: Петровский Станислав Pravo.Lnet.ru

ВНИМАНИЕ!      Все данные и документы актуальны на момент написания статьи.

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес В Интернет"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!




Клиенты ждут Вас!




[ В раздел ]  [ Вверх ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров