Для того чтобы работать на рынке вторичного сырья, переработки или сбора отходов, необходимо оформить десятки разрешительных документов. Так, без образования юридического лица вы не получите транспортную лицензию. А значит, не будет своего автопарка. Добавим сюда еще и отраслевой документ. Оформление лицензии по всем правилам обойдется в 4000 долларов. Парадокс? Скорее, типичная ситуация. 17 тысяч рублей на «воздух», экологический аудит, заключение СЭС, анализ...
Работать в этой нише непросто. Во-первых, бумажные комбинаты не платят вовремя. Задолженности тянутся на несколько месяцев. Во-вторых, правила игры постоянно усложняются. Скажем, недавно «Москомприроды» признал макулатуру «пожароопасной», хотя в законе ничего об этом не говорится.
На рынке макулатуры конкуренция невероятно остра. Впрочем, пока только в столице, где макулатура стоит все дороже, а игроков на рынке все больше. Тем временем само по себе количество бумаги не меняется, а значит, каждый пытается увести клиентов у другого.
Но главная напасть - «черные» схемы. Предположим, в небольшом магазинчике есть отходы, от которых необходимо избавляться по закону. И отвечает за это некий завхоз. Понятно, что ему проще взять деньги «налом» и положить их в карман (причем продать бумагу по высокой цене), чем проводить все легально через безналичный расчет и по рыночным ценам.
«Черные» фирмочки и частные предприниматели появляются внезапно, рушат цены, оттягивают клиентуру и... исчезают. А рынку, который и так еле-еле держится, наносится непоправимый ущерб.
Рентабельность бизнеса по сбору и переработке макулатуры эксперты оценивают сегодня на уровне 10%. Цены на сырье растут. Но только не у конечных приемщиков - заводов-изготовителей. Три года назад компании-сборщики закупали макулатуру по 500 рублей за тонну и продавали за 2000.
Сегодня же это соотношение находится на уровне 1500 к 2100 рублей за тонну. «Вилка» цен стала куда меньше. Затраты же, напротив, растут. На электричество, бензин, воду... А заводы, приобретающие вторсырье, предлагают за него все ту же цену.
Сам по себе сбор макулатуры в развитых странах происходит очень просто. Коммерческий сектор (чаще всего розница), сектор промышленный и жилой - вот три основных поставщика. Промышленники и коммерсанты должны вывозить свой мусор самостоятельно, и они вполне справляются с этим, продавая или просто отдавая его сборщикам.
По оценкам сотрудников ГУП «Промотходы», в Москве 3,5 миллиона тонн отходов производит промышленность, 1,5 миллиона тонн - коммерческие структуры и 2,5 миллиона тонн отходов - население. Жилой сектор - лакомый кусочек, однако «достать» его почти невозможно. Так как 70-80% полезных фракций отходов можно «снять» только на первой стадии - у контейнера или до него. А вот селекционная система в России делает всего лишь первые шаги. И все же предприниматели не вешают носа и ищут новые способы достать ценную бумагу.
Сеть приемных пунктов планировала открыть частная компания «Юви» в Санкт-Петербурге, а в Москве этим плотно занималась компания «Вторсырьепереработка». Первой удалось создать больше десятка пунктов. Второй - только один... Причина одна: низкая рентабельность. «Стоит открыть приемный пункт (а инвестиции в одну точку составляют порядка 10 тысяч долларов), как тут же к вам идут «ходоки» - пожарные, СЭС и все прочие, - говорят в компании «Промотходы». - Приемный пункт для них дойная корова».
Не дает развиваться сетям приемных пунктов и нынешняя налоговая система.
У нас ведь налоговая политика такова: если пионер Вася сдал макулатуру, а ты - юридическое лицо, фирма, то должен папе и маме пионера Васи предоставить справку о том, что он сдал старые газеты и получил 10 рублей. Вот ты и в минусе: товара на 10 рублей, а писанины - на 15. Проблем очень много.
Очевидным казался еще один выход из ситуации - предложить сотрудничество ДЭЗам, приобретать макулатуру у них, за деньги, пока она еще не успела испортиться в мусорных баках. Но... это никому не интересно.
Вот почему до сих пор никто из предприятий, всерьез работающих на этом рынке, в жилой сектор не идет. Все это очень хлопотно, сложно и практически неподъемно.
Сегодня мало кто готов рискнуть рекомендовать это направление бизнеса начинающим. Хотя... может быть, кто-то придумает, как обойти все преграды и построить промышленную систему сбора бумажных отходов домашних хозяйств? Тем более что вторсырье при всех проблемах этого рынка остается довольно ценным производственным ресурсом. Пусть и не очень «пафосным».
Пока суд да дело, макулатурная ниша постепенно появляется и в регионах.
Преимущественно возле бумажно-картонажных фабрик. «Этот бизнес очень сильно зависит от местных условий: от степени занятости ниши, от наличия предприятий промышленности и торговли, рынков, предприятий по переработке какого-либо вторсырья, от позиции местных властей и возможностей договариваться с ними», - убежден частный предприниматель Владимир Коротков из Челябинска.
Он покупает макулатуру у населения и предприятий, везет его на Пермский ЦБК. Взамен получает там гофроящики и гофрокартон, которые затем реализует.
Прежде чем создавать подобный бизнес с нуля, следует, прежде всего, детально изучить местную специфику, спрос на бумагу, найти транспорт и склады, оборудование. Одними из базовых поставщиков в регионах являются не розничные сети, как в столицах, а население, школы и государственные организации, архивы. Многие начинают свой бизнес именно со школ.
По подсчетам Владимира Короткова, одна школа дает порядка 7-8 тонн в год, а в городе-миллионнике школ достаточно, чтобы обеспечить рентабельность бизнеса. Договариваются с завучем или директором, устанавливают цену на бумагу или обещают «рассчитаться тетрадками», в условленное время к школе подъезжает грузовик, кузов которого и заполняют доблестные ученики. Затем грузовик едет на бумажный комбинат. Как правило, на этом цепочка не заканчивается. Может появиться еще одна операция - вместо живых денег вы получите ячейки под яйца или туалетную бумагу, в общем, продукцию комбината. И теперь предпринимателю предстоит продать товар.
Макулатура, поставляемая на бумкомбинат, должна соответствовать требованиям ГОСТа. Товар надо рассортировать (не допускается никаких примесей и включений), спрессовать и упаковать в кипы таким образом, чтобы исключить порчу на период поставки, а также рассыпание во время разгрузки и складирования на комбинате. Каждая кипа снабжается маркировочным ярлыком. А каждая партия продукции должна сопровождаться покипной спецификацией, в которой отражается общее количество кип с их порядковыми номерами, маркой, общей массой поставленной партии. Приемка продукции по количеству и качеству производится на складе покупателя в соответствии с Инструкциями П-6, П-7.
Отсортированную таким образом макулатуру в Перми принимают по 3000 рублей за тонну с НДС и транспортными расходами.
Автор: Екатерина ЧИНАРОВА
Источник: Бизнес-журнал № 3, 2004
ВНИМАНИЕ! Все цены действительны только на момент написания статьи.
Еще несколько статей из раздела "Бизнес домашний"
На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.