Любовь к японским блюдам подтолкнула экс-банкира Евгения Ильченко и IT-консультанта Юрия Полюховича открыть собственный бизнес. Их онлайн-магазин стал первой украинской торговой площадкой в интернете по продаже ингредиентов для приготовления суши в домашних условиях.
Когда завсегдатаи ресторанов японской кухни, и к тому же закадычные друзья, Евгений Ильченко и Юрий Полюхович решили побаловать себя суши собственного приготовления, оказалось, что сделать это не так-то просто.
Будучи поклонниками интернет-торговли, первым делом они занялись поиском необходимых ингредиентов в Сети. Но в Украине не оказалось ни одного профильного онлайн-магазина. Да что там говорить - обычных торговых точек, где можно было бы приобрести все для приготовления суши, в городе единицы.
Любители японской кухни объехали пол-Киева, посетив несколько супермаркетов и рынков, чтобы затовариться всем необходимым для домашнего приготовления популярного японского блюда. Но ведь таких любителей - тысячи, подумали будущие предприниматели и открыли магазин «Суши Сам».
Японский гастроном
«К авантюрам мы не склонны, - объясняет Евгений Ильченко. - Поэтому долго просчитывали все риски, продумывали план действий до мелочей. Мы установили для себя дедлайн - 15 мая 2008 г. К этой дате должны были организовать все таким образом, чтобы бизнес мог функционировать без нашего активного вмешательства».
Предприниматели зарегистрировали СПД, сняли офис и наняли в штат менеджера по продажам и курьера.
Самым сложным на первых порах оказалось решение кадрового вопроса. Невозможно было найти человека с опытом подобных продаж и при этом разбирающегося в специфическом восточном ассортименте. «Поначалу с приготовлением суши мы экспериментировали сами, чтобы понять, насколько такая еда будет близка украинцам, - вспоминает Юрий Полюхович. - Свои знания передали сотрудникам. Результат не заставил себя долго ждать - уже спустя месяц заказы стали регулярными».
Время для онлайн-запуска предприниматели считают удачным. Благодаря недорогому продвижению в Сети и тогдашнему курсу доллара стартовые капиталовложения составили немногим более 20 тыс. грн. В нынешних условиях реализация проекта обошлась бы вдвое дороже. Около 30% суммы пошло на закупку первой партии продуктов, на запуск и раскрутку сайта - 30%, оставшиеся траты пришлись на покупку промышленного 400-литрового холодильника для глубокой заморозки, аренду офиса и оплату труда наемного персонала.
В ассортименте магазина на данный момент около 150 позиций, включая аксессуары и посуду. Предприниматели сделали ставку на продукты премиум-класса. И не прогадали. Поневоле покупатели сравнивают стоимость суши домашнего приготовления с ценами ресторанов, открывая для себя, что наценка у последних - от 300%.
«Рынок японских заведений в Украине удовлетворяет спрос всего на 30%, - убеждена Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный консалтинг». - Украинцам нравится японская кухня, но часто посещать даже недорогие японские заведения (где средний чек составляет 70-100 грн.) для многих не по карману. Отсюда и возникает желание приготовить суши самостоятельно».
При этом украинский рынок ингредиентов и аксессуаров для приготовления суши, по оценкам г-жи Насоновой, заполнен не более чем на 60%. Что открывает неплохие перспективы для бизнеса Евгения Ильченко и Юрия Полюховича. Осознают это и рестораторы. Так, примеру героев «ВД» последовала сеть «ЯпонаХата», которая решила открыть интернет-магазин ингредиентов для суши, а также суши-школу для любителей. Впрочем, Светлана Заверненкова, координатор проекта «Суши-школа», склонна рассматривать этот шаг скорее как маркетинговый ход, рассчитанный на увеличение числа почитателей японской кухни, нежели освоение нового доходного бизнес-направления.
По секрету всей Сети
Главным каналом продвижения своих услуг предприниматели считают «сарафанное радио», и потому ревностно контролируют обратную связь. «Интернет-магазин - это всегда публичный бизнес: клиенты делятся информацией и откликами на форумах, - рассказывает Юрий Полюхович. - Добиться успеха в интернет-коммерции сложнее, чем на обычной торговой точке. Если покупателю не понравилось что-то в торговой точке где-нибудь на рынке, он просто туда не пойдет второй раз. А если человек остался недовольным в интернет-магазине, его негативные отклики на форумах могут «зарубить» бизнес».
В среднем каждый удовлетворенный покупатель обеспечивает приток еще четырех-пяти заказчиков. Как правило, это люди, которые попробовали японские изыски домашнего приготовления в гостях либо поучаствовали в «суши-шоу» - приготовлении японских блюд в большой компании.
Ежемесячно интернет-магазин обрабатывает 75-100 заказов, средний чек каждого - 300-330 грн. И чем холоднее и неприветливее за окном, тем выше продажи: предприниматели подметили, что пик заказов приходится на время, когда люди вынуждены находиться дома из-за плохих погодных условий.
Офлайновые торговые точки предприниматели своими конкурентами считают лишь отчасти. «Любители японской кухни рассредоточены по стране. А потому затраты на аренду торговой точки, ремонт помещения, коммунальные платежи себя не оправдывают, - убежден Евгений Ильченко. - Другое дело интернет-магазин, географический охват которого - вся Украина».
На данный момент около 15-20% продаж приходится на регионы, что вполне объяснимо. В большинстве провинциальных городов нет ни японских ресторанов, ни суши-баров. Так что почитателям японской кухни, проживающим в небольших городках, не остается ничего другого, как готовить экзотику самостоятельно, из специально доставленных ингредиентов. За доставку придется выложить дополнительно 15-30 грн.
Ежемесячная рентабельность бизнеса героев «ВД» редко опускается ниже 30%. Хотя кризис поначалу заставил предпринимателей поволноваться, однако дальнейший ход событий вселил в них оптимизм. «Кризис отразился на всех сегментах, кроме разве что рынка коллекторских услуг, - шутит г-н Полюхович. - Помню день, когда курс доллара резко подскочил. Тогда заказы приостановились вообще - люди не знали, чем это закончится. Но уже через одну-две недели работа пошла по привычному сценарию».
Автор: Юлия Гаевая Источник: "Власть денег"
ВНИМАНИЕ! Все данные и цены действительны на момент написания статьи.