Пять мифов о том, что в России невозможно вести бизнес.
На днях к такому выводу пришли социологи. Они опросили несколько тысяч молодых людей. Оказывается, только 2% из них желают открыть свое дело. Мечта других - найти комфортное место на госслужбе либо в крупной компании. Опрошенные боятся больших налогов и наездов чиновников. Насколько оправданны эти страхи? И что делать тем, кто хочет стать бизнесменом? Об этом в эфире Радио «КП» мы побеседовали с Петром Осиповым, одним из основателей проекта «Бизнес Молодость».
Миф 1. «Налоговики и бандиты все отберут»
- Так считают в основном те, кто свое дело даже не начинал, - говорит Петр Осипов. - Они читают Интернет и пересказывают друг другу одну и ту же историю о каком-нибудь предпринимателе из Хабаровска, на которого налоговая либо бандиты наехали.
- Но ведь таких ситуаций действительно много...
- Это все есть. Но правда бывает разной. Для чего лишь на негативе зацикливаться? Раз вы нытик и предпочитаете обвинять в собственных проблемах государство, то вам в бизнесе нечего делать. Хотя в России на данный момент уникальная ситуация. Практически во всех нишах очень разряженная конкуренция. Коль скоро обладаешь элементарным здравым смыслом и имеешь возможность делать свое дело хорошо, то ты можешь начать почти в любой сфере.
- А как же наезды?
- Да кому вы нужны, если реализовали три пары обуви в собственном розничном магазине на Савеловском рынке?! Дойти до первых 500 тысяч рублей в месяц чистыми абсолютно реально, никто вас трогать не станет.
Миф 2. «Нужен большой стартовый капитал»
- С чего же стоит начать бизнес?
- Нужно начинать с того, чем тебе интересно заниматься, и превратить это в продукт. Это может быть увлечение (к примеру, полеты на параплане) либо та сфера, где ты сам трудишься и в чем являешься спецом. А потом создать модель неизбежных продаж. Когда клиенты уже звонят и тебе некуда деваться. Особо стоит обратить внимание на то, что поначалу надо найти клиентов. Чтоб осознать: то, что собственно я делаю, вообще кому-то необходимо? Факторы привлечения могут быть различные - малая стоимость, уникальность, скидка (от 50 до 70%).
- Где находить клиентов?
- Есть два сильных инструмента. Первый - это контекстная реклама в Интернете. У меня есть возможность в Сети обрести тех людей, которые конкретно мой продукт ищут. Второй способ - для тех, кто не дружит с Интернетом. Так как мы все из Cтраны Советов и все любим советовать. Суть простая - к примеру, желаю я что-нибудь продать. Своим друзьям и знакомым расписываю достоинства товара. И прошу их посоветовать мне 5 людей, которым он может понадобиться. Действует!
- Легко говорить «начинай бизнес», если есть деньги. А если их нет?
- Это миф. Всегда возможно отыскать тот бизнес, начальные затраты на который будут минимальны. В особенности на данный момент, в период развития Интернета. Все считают: необходим стартовый капитал, необходим бизнес-план, бизнес-проект, отыскать инвестора нужно. Хотя нужно с малого начинать. Невозможно сходу взять и открыть ресторан, так как вы не понимаете, как это делать. Тогда вы наверняка все загубите.
Миф 3. «Выгодна только торговля»
- Многие забывают: заводы в советское время были априори обеспечены заказами. А на данный момент сначала необходимо научиться именно продавать, - продолжает Петр Осипов. - Один из наших кейсов - молодой человек начал вести торговлю свадебными платьями в Интернете. Бизнес пошел, он понял потребности клиента, сейчас открыл собственный цех по пошиву. Производство создается не с целью Россию поднять с колен, а с практической целью - понизить издержки и увеличить свою прибыль.
По нашей статистике, в среднем с четвертого раза у человека получается найти свою нишу. Но представьте молодого человека. Он пытается познакомиться с девушкой, и она ему отказывает. Он что, после этого опускает руки? Ну не так же все!
Миф 4. «Задушат бюрократы»
- Для малого бизнеса лояльные правила. Действуют упрощенные системы налогообложения, бухгалтерской отчетности. 95% вопросов, которые есть у новичков, решает самый слабокомпетентный юрист. И стоит недорого. Бухгалтер обходится в 3-5 тысяч рублей в месяц на аутсорсинге. Главное - на первых порах не залезать в кредиты.
- Люди, которые подумывают заняться бизнесом, в основном наемные работники. Очень страшно сделать этот шаг...
- Есть безопасная модель перехода. Начинаете развивать бизнес параллельно с основной работой. Когда доходы от него начнут превышать прибыль от основной работы, можете увольняться.
Миф 5. «ВСЕ надо делать в одиночку»
- Есть китайская мудрость: «Хочешь идти быстро - иди один, хочешь идти далеко - иди вместе». Сложно выносить тяжесть одному, когда первые проекты проваливаются. Сложно быть человеком-оркестром, ответственность лучше разделить. Все мои взлеты и падения были связаны с выбором правильных или неправильных партнеров.
- А как выбрать правильного партнера?
- Важно, чтобы люди не повторяли твою компетенцию. Один должен быть креативный, а другой - системный. Посмотрите, каковы у вашего партнера отношения с семьей. Если он ругает родителей, изменяет жене, то это показатель. Как человек общается с близкими людьми, так же он будет вести себя и с вами.