Открыть собственное дело с каждым днем все проще, и ты наверняка об этом уже думал.
Отдельное спасибо Николаю Никишову, научившему меня в свое время этой методике.
Чтобы прикинуть перспективы своего бизнеса, тебе нужен быстрый, и в то же время достоверный способ посчитать затраты и прибыль. Есть такой способ. Я научу тебя рисовать удобные бизнес-сценарии в электронных таблицах на примере выдуманной студии веб-дизайна.
Думаем о затратах
Задача номер один.
Достоверно выписать расходы, стартовые и ежемесячные.
Это очень просто. Стартовые расходы - это деньги, которые ты вкладываешь единожды в начале своего бизнеса. Например, покупка мебели, ремонт помещения и уставной фонд - это все стартовые расходы. Чего еще не забыть:
юридические услуги (регистрация
предприятия, консультации и т.п.)
первая аренда и ремонт помещения
мебель, компьютеры + ПО, оборудование, коммуникации, канцелярия
транспортные расходы
представительские расходы (обеды с нужными людьми, новый мобильник)
маркетинговые затраты (реклама и полиграфия)
кадровые затраты (поиск людей)
Выписывать суммы нужно настолько детально, чтобы ты сам в них верил. Скажем, избегай писать «примерно $5,000» в графу «мебель». Это недостоверно и строго говоря, это не цифра. К инвестору не придешь со словами «мне нужно примерно $14,000». Составь несколько типовых конфигураций рабочих мест и посчитай стоимость каждого. Тем не менее, вполне достаточно вписать в статью «канцелярия», например, $50, потому что эта цифра выглядит достоверной для небольшого офиса. Здравый смысл здесь - лучший советчик.
Чтобы обмануть свое творческое мышление и не дать ему в этом процессе улететь в иллюзорный мир, сделай так. Сначала выпиши список затратных статей (мебель, компьютеры, и т.д.) как можно подробнее, и только потом приступай к их заполнению цифрами.
Во-первых, так ты победишь страх белого листа.
Во-вторых, ты еще не будешь видеть нарастающей суммы, и не будет бессознательного страха перед выписыванием очередной затратной статьи. Типа, «я боюсь, цифра приближается к большой, я лучше сам от себя скрою, что мне еще нужны деньги...»
Помни - практически любые затраты поддаются оптимизации, нередко весьма заметной, и ты обязательно займешься этим позже. Пиши все.
Какие суммы писать в затратные статьи? Реальные! Категорически нельзя занижать затраты относительно того, что есть реально на рынке, это табу. Ты не имеешь права планировать снять офисную квартиру за $100/месяц, рассчитывая на везение или стараясь уменьшить смету. Если в твоем регионе офисная квартира стоит $400/месяц - пиши $450, помня про коммунальные услуги! Также избегай завышать цифры, хотя вот с этим проще - будет что потом оптимизировать.
Чтобы адекватно оценить стартовые затраты, тебе нужно уточнить все цифры. Не бери их из головы, пусть вся информация о суммах имеет свой источник - телефонный звонок или прайс-лист.
Расписывание стартовых затрат занимает несколько дней.
Задача номер два.
Ежемесячные затраты.
Вот типичные статьи:
зарплаты по каждой должности (зарплатный фонд)
аренда офиса
коммуникации
юридические услуги
представительские расходы
налоги
фонд на непредвиденные расходы (резервный фонд)
Поступай точно также - сначала выпиши статьи, а потом заполни их цифрами.
Подробнее о зарплатах. Избегай называть людей по именам в бизнес-плане. Человек в бизнесе выполняет функцию, а не фигурирует сам по себе. И зарплата выплачивается не Васе Пупкину, а программисту или водителю. Зарплаты тоже следует уточнять по биржам труда, а не выдумывать. Некоторые должности получают не только фиксированную ставку, но и процент с продаж. Мы это рассмотрим позже.
Обязательно планируй неприятности! Здесь я имею в виду фонд на непредвиденные расходы, они обязательно будут. Очень часто возникает желание «оптимизировать» этот фонд, но делать этого категорически нельзя. Нет ничего неприятнее ситуации, когда возникает срочная потребность в деньгах, а их нет. Нередко начинающий бизнес серьезно страдает из-за дефицита буквально мизерных денег. Если все будет хорошо, то резервный фонд будет постепенно накапливаться, а потом и приносить проценты в банке. Но все хорошо не будет, я обещаю.
Резервный фонд можно наполнять по-разному. Популярный вариант - зачислять в этот фонд % от всей прибыли (5-10%). Другой вариант - вести его как отдельный расход с фиксированной ежемесячной суммой отчислений.
Затраты хорошо печатать на бумажке и носить эту бумажку с собой в кафе. Меньше чем за неделю, ты с друзьями сможешь довольно неплохо оптимизировать затратную часть.
Думаем в таблицах
Задача номер три.
Посчитать эти цифры в электронных таблицах.
На самом деле, здесь фигурируют элементарные формулы и научиться рисовать бизнес-план - очень просто. Один раз ты поймешь, как это делается - и сможешь прикидывать любые сценарии, даже если ты никогда не пользовался этими программами.
Когда бумажка с затратами готова, пора выносить цифры в электронную таблицу и начинать планировать. Открывай Microsoft Excel или OpenOffice.ORG Calc, и вперед. Создавай два листа.
Один - стартовые расходы, второй - ежемесячные расходы (этот лист позже станет нашим основным рабочим инструментом). В обоих листах запиши расходы в два столбика - статья затрат и сумма.
Сделай также столбики будущих месяцев. Тебе нужно знать, сколько денег ты потратишь и заработаешь в начале, сколько - через два месяца и т.д.
Самый важный момент. Ежемесячные затраты и доходы бизнеса следует выписывать накопительно. Затраты одного месяца прибавляются к затратам предыдущего. Так получается общая сумма, вложенная в дело по такой-то статье затрат на такой-то месяц.
Например: программист стоит, скажем, $500. Он поработал месяц - компания заплатила ему $500. Затраты на программиста на первый месяц бизнеса составили $500. Программист поработал еще месяц - компания заплатила ему еще $500. И еще месяц и еще $500. Затраты на программиста на конец третьего месяца составили $1,500.
Разумеется, не надо вводить эти цифры вручную, для этого есть простейшие формулы.
Трюк здесь заключается в том, что доходы тоже выписываются накопительно и мы видим разницу: сколько всего денег потратили на такой-то месяц, сколько всего денег заработали на такой-то месяц. Это позволяет увидеть момент выхода в безубыточность, а затем, слава Богу, в прибыль.
Итак, расчерти лист, напиши статьи расходов, ежемесячную сумму, напиши ближайшие месяцы, и каждый месяц пронумеруй. В моем примере проект рассчитывается на несколько месяцев вперед.
В сумме ты получаешь общий расход на каждый месяц. В моем примере видим, что за первый месяц работы компания потратила более $9,000 (включая стартовые затраты), а на десятый месяц - более $54,000
Думаем о доходах
Задача номер четыре.
Давай считать самое приятное - доходы. Перечитай еще раз раздел про настройку мышления.
Важно!
Доходы - это не прибыль. Если мы купили оптом десять килограмм семечек по $0.10/кг, а продали в розницу по $0.06/стакан (стакан = 100 гр., он одноразовый и стоит $0.02):
Расходы:
$3.00 = ($0.10 * 10) + ($0.02 * 100)
Доходы:
$6.00 = $0.06 * 10 * 10
Прибыль:
$3.00 = $6.00 - $3.00
Давай пока исходить из того, что картина расходов у тебя фиксированная, а вот варианты получения прибыли - разные. Будем их называть сценариями.
Таких сценариев важно нарисовать несколько. Например, если у вас будут покупать только самый дешевый продукт. Или, напротив, если сфокусировать внимание только на состоятельных клиентов.
Рисовать сценарий довольно просто: выпиши количество продаваемых единиц услуги или продуктов в каждый месяц и фиксированную стоимость одной услуги или продукта.
Также создай строку с суммой дохода за конкретный месяц. Как видишь, доходы тоже считаются инкрементально - доход одного месяца прибавляется к доходу предыдущего. Таким образом, ты видишь валовый доход на каждый момент времени.
На данном этапе возникает популярная ошибка: описывать сценарии доходов в виде только вот этой валовой суммы. Мол, «в октябре создадим вебов на три тыщи!». Так нельзя. Сумма должна сформироваться сама и быть обоснованной.
Думаем о балансе
Задача номер пять.
Теперь, когда ты уже представляешь себе затраты и доходы, можно посчитать самое интересное - прибыль.
Разница между расходом и доходом - это прибыль. Это деньги, заработанные твоей компанией на данный момент времени. Это называется баланс.
Вот именно ради этой цифры ты и делаешь бизнес-план. Именно баланс - это чистая прибыль компании за вычетом всех расходов и инвестиций. Момент, когда баланс станет положительным - это точка выхода на безубыточность. Это момент, когда ты уже выплатил все кредиты, заплатил людям за работу и т.п., у тебя уже нет долгов и остались чистые деньги.
В скачиваемом примере я рассчитываю популярную в юных умах идею создания веб-студии. Вот тебе веб-студия. Видно: как бы студия не работала, чистая прибыль за целый год работы составит максимум три тысячи долларов.
Рассмотрим примеры.
Сценарий № 1. Обычный сценарий развития веб-студии - начинаем с дешевых проектов, постепенно учимся и зарабатываем более дорогих клиентов. За десять месяцев работы компания выйдет в ноль с чистой прибылью около $13. А за год работы компания заработает три тыщи!
Сценарий № 2. Делаем очень много дешевых вебов. Ес-но, учитываем момент накопления опыта и клиентов, и поэтому выходим на полную мощность где-то через месяцев восемь. Эта фирма не окупится никогда, принеся за год убытков более чем на $24,000. (Кстати, такой подход к созданию веб-студии довольно популярен в юных умах. Мол, а давайте обкатаем технологию и будем делать много дешевых сайтов. Не работает.)
Сценарий № 3. Фокус внимания держим на вебах в средне-высокой ценовой категории. Тут по динамике видно, что фирма окупится через год и один месяц и будет приносить прибыль около $3,000 в месяц. Фирма из шести человек.
Сценарий № 4. Это будет относительно элитная веб-студия, зарабатывающая себе только состоятельных клиентов. Тут обратите внимание: окупаемость компании зависит от тех двух клиентов, которые раскошелятся на продукт стоимостью в $6,000. Это риск. Окупаемость - на десятый месяц, затем прибыль низкая, меньше $3,000 в месяц. Теперь поиграй с этим сценарием в табличке: убери сначала одного, а потом второго клиента с бюджетом в $6,000. Страшно, да?
Эта схема - далеко не единственная и подойдет не для каждого бизнеса. Некоторые бизнесы настолько просты, что все планирование поместится на один экран - например, деятельность юриста или частного медика. Другие бизнесы сложнее и имеют такие зависимости, что их придется просчитывать иначе.
Главное вот что.
· Если ты научишься пользоваться такой схемой - то ты сможешь придумать и свою собственную;
· Если ты научишься писать достоверные вещи и думать достоверно, то у тебя будет больше шансов преуспеть в бизнесе.