Ваш сад и огород (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Лиственница

 

Лиственница.


Можно, наверное, сказать, что ноябрь - месяц без красок. Все деревья осыпались, а снег еще не лег. И стоят они, уныло-бесприютные, мотаются на ветру голые ветви, почерневшие от дождя, под ногами тоже все почернело и размокло, будто и не стлался здесь вчера золотым ковром осенний лист.

Но в теплую осень даже в ноябре еще можно видеть, как светятся желтизной деревья. К этому времени все лиственные облетели, и последняя память об ушедшем лете, о неистовой яркости осени - неярко догорающие чистой мягкой желтизной лиственницы. Кажется, будто луч солнца, невесть откуда взявшийся среди туч и непогоды, высветил эти деревья - только их одних. И стоят они так, пока вся желтизна не осыплется и не ляжет на короткий миг солнечным кольцом вокруг ствола.

Наши хвойные - вечнозеленые. И единственное среди них листопадное дерево - лиственница. Она осыпается на зиму, узкие плоские листья-хвоинки, у нее мягкие, нежные, и желтеет она, как лиственные деревья - оттого, верно, и назвали лиственницей.

Впрочем, сеянцы лиственницы сохраняют хвою в течение всего года. Если учесть, что в "детстве" деревья проявляют черты предковых форм, можно предположить, что листопадность лиственницы - качество вторичное. Вероятно, предками ее были вечнозеленые деревья, а способность сбрасывать листву осенью возникла как приспособление к суровому климату (с морозами до 60 гр.).

Как бы то ни было, но благодаря этому приспособлению именно лиственницы образуют северную границу лесов вообще, выходя далеко за пределы Северного полярного круга. Так известен лиственничник в урочище Ары-Мас (в переводе с долганского "лесной остров") - это самый северный лесной массив на земном шаре. Он протянулся на 25 километров по реке Новой (приток Хатанги) на полуострове Таймыр, за 72-м градусом северной широты. И даже наш полюс холода - Верхоянск, Оймякон - располагается в зоне лиственничных лесов. Так что можно принять, наверное, лиственницу за эталон морозостойкости дерева вообще.

Впрочем, лиственница распространена широко. Леса с лиственницей или полностью лиственничные занимают в нашей стране наибольшие площади - около 40 процентов всех лесных площадей. В азиатской части они протянулись с севера на юг от Арктики до степей и полупустынь Монголии. В европейской России растут в северо-восточной части, хотя встречаются эти деревья и южнее, в Костромской и даже Горьковской областях. В Сибири лиственница преобладает. Золотые лиственницы сторожат Байкал, раскинув сучья над потемневшей осенней водой; кривенькие, но яркие, как глаз светофора, они светятся в тундре у подножия Ключевской сопки - вулкана на Камчатке; золотой редкой стайкой взбираются по скалистой круче над Енисеем - где их только не увидишь!

В нашей стране известно несколько близких видов лиственницы, из которых хорошо различаются и имеют наибольшее значение три: европейская, сибирская и даурская. Европейская растет только в горах Европы, в том числе в Карпатах. Две другие - в азиатской части нашей страны, за небольшим исключением: сибирская лиственница выходит в европейскую Россию, занимая северо-восточный ее угол. Она же растет в Западной Сибири, а даурская - в Восточной. Лиственничные редколесья в Ары-Масе образует тоже даурская лиственница, представленная здесь особой формой (ее называют лиственницей Гмелина).

Такова ее география в природе. В культуре же лиственницы сажают, кажется, повсюду, кроме крайнего юга. У нас в культуре лиственница известна еще с XVIII века. Уже более двухсот лет заповедной Линдуловской роще под Ленинградом, есть такие же старые посадки в Прибалтике. Лиственница, особенно сибирская, отлично растет в культуре - ствол поднимается до 40 метров в высоту, достигая метра в поперечнике.

Выяснилось, что дерево очень устойчиво к загрязнению городского воздуха транспортом и промышленными предприятиями - это открывает для нее новые и поистине безграничные перспективы. Но и прежде лиственницу широко разводили, потому что она быстро растет и красива. Красива необыкновенно, на свой лад, сочетая стройность и аромат хвойного дерева с мягкой лаской и многоцветьем лиственного. Лиственницы декоративны всегда, даже зимой, когда их ветви лишены хвои, но усеяны короткими побегами, будто бородавочками, и держат множество нарядных мелких шишек.

Лиственница хороша и весной. В конце апреля - мае, едва только брызнет зеленью, начинает она цвести. Женские шишечки (размером с ноготь мизинца), сложенные мягкими дымчато-малиновыми чешуйками, на солнце горят огнем. Как бы ни свисала ветвь, а шишечки, прилепившиеся к ней, всегда обращены вверх. В эту пору из мелких желтоватых мужских шишек начинает лететь пыльца - иной раз ее так много, что все вокруг покрыто густой желтой пылью. Деревья в лесу цветут с 30-35 лет, а те, что стоят свободно, - с 15-20.

Когда распускаются листья, воздух наполняется тончайшим ароматом. Они растут пучками по 20-30 штук вместе, выходя из вершины укороченного побега - тех самых "бородавочек", что так хорошо видны на ветвях зимой. Иногда отрастает и длинный побег - тогда хвоинки, сидя поодиночке, одевают его весь.

Семена в шишках созревают к осени, но обычно остаются в них до весны. Шишки некрупные, овальные, бочоночком или почти шариком. Плотно прижатые мягкие чешуи закрывают крылатые семена - они очень похожи на семена ели или сосны, только мельче. У зрелых шишек чешуи отгибаются, освобождая семена. Пустые шишки, однако, не сразу опадают; почерневшие, они еще несколько лет висят на ветвях. Урожайный год, как правило, бывает каждые пять лет, иногда чаще.

Лиственница крайне светолюбива. Сучья ее тонкие, редкие, хвоя жиденькая, и сама тени дает мало, и не переносит затенения, особенно в молодости. Поэтому лиственничный лес под старость становится редкостойным, и в нем разрастаются, естественно, травы или мхи, одевая почву сплошным ковром. Так лиственница сама себе вредит: она не может возобновляться там, где почва задернована, - семена ложатся не на почву, а на мох, да так и висят на нем, и даже проросший тоненький корешок никогда не дотянется до почвы... Однако оголившиеся места - обочины дорог, старые колеи, плешины в лесу - лиственница заселяет проворно. Быстро осваивает и пожарища, и если тайга часто горит, она скоро станет лиственничной.

Молоденькая лиственница растет быстро - быстрее всех хвойных! В первые три года она вырастает чуть выше метра, а начиная с трех-, четырехлетнего возраста дает ежегодно метровый прирост. Такой активный рост продолжается до 30-40 лет, а затем он постепенно ослабевает. Столетнее дерево достигает 20-30 метров и в триста лет бывает еще совершенно здоровым.

Ствол дерева обычно прямой и стройный; только у европейской лиственницы, которую можно увидеть в городских посадках, обычно наклонена вбок верхушка. Побеги, сучья распределены по стволу не столь правильно, как у ели или сосны и, кроме того, рано опадают, если дерево выросло в лесу. Это естественно: при большом светолюбии дерева ниже расположенным сучьям не хватает света, вот и остаются лишь те, что наверху. Из-за этого только у молодых деревьев пирамидальная крона донизу, позже она редеет.

Лиственница удивительно неприхотлива: она растет на вечной мерзлоте и на гипсах, и тогда корни ее распластаны горизонтально, пытаясь втиснуться в тонкий слой почвы, прикрывающий вечный лед или камень. Лиственница растет в тундре, в степи, в полупустыне, забирается в горы. В горах и в тундре, прижатая морозным ветром, принимает стелющуюся форму. Но лучше всего растет на питательных мощных почвах в условиях умеренно теплого климата. Здесь мощная, "колоколом" корневая система не только кормит, но и хорошо держит дерево - в бурю стволы чаще ломаются посередине, чем выворачиваются с корнем.

Древесина лиственницы не имеет равных. Она очень тяжела (сырые, только что срубленные деревья не годятся для сплава - тонут в воде), долговечна, прочна - в этом лиственница соперничает с дубом. Ее очень трудно обрабатывать. Зато все, построенное из лиственницы, стоит веками. В Древнем Риме из нее возводили амфитеатры в цирках - дерево соперничало в прочности и надежности с камнем. В Германии, Польше, других странах Европы постройки из лиственничных бревен стоят более пятисот лет.

Древесина лиственницы не гниет от сырости. В средние века владычица морей Венеция возводила дома на сваях из лиственницы. Правда, ныне город в аварийном состоянии, но ведь его здания простояли на этих сваях добрых полтысячи лет! Стойкость в воде использовали и русские корабельщики - лиственница считалась лучшим материалом в судостроении, а корабельными рощами называли поначалу именно лиственничники, или листвяги, как говорили в народе. И ныне лиственница идет на гидротехнические сооружения, подводные и мостовые брусья, на рудничную стойку и пр.

Древесина идет и на паркет - прочный, красивый, от природы красноватый, он не нуждается в окраске. Из смолы получают терпентин (его еще называют венецианским терпентином), который идет на пластыри и мази при ревматизме и подагре.

Во время Великой Отечественной войны в Сибири была очень популярна "сера" - ее жевали стар и млад. Светло-красноватая, легко распускающаяся в воде, чуть сладковатая и пахучая - она готовилась из смолистой камеди лиственницы, которую собирали на свежих пнях. Эта "сера" оказалась неплохим противоцинготным средством! Из древесины же получают целлюлозу, этиловый спирт, из коры - танины, из хвои - витамин С и клей. Кора еще и краситель (желтые, розовые и коричневые тона).

Ценность древесины лиственницы, известная с незапамятных времен, привела к значительному уменьшению запасов дерева в России. Из летописей XII века известно, что под Костромой в те поры стояли непроходимые леса из лиственницы и дуба. Где они теперь? При Петре I сильно сократились площади лиственничных лесов в России - строили флот, возводили фортификации.

Россия издавна экспортировала ценную древесину. Наибольшим спросом пользовалась сибирская лиственница из Архангельского края - ее древесина отличалась особой прочностью. Из документов известно, что еще во времена Ивана Грозного в этих местах велись выборочные рубки - выбирали старые, самые лучшие деревья. Продолжали их до 1917 года. Если бы не сложность транспортировки, все корабельные рощи здесь были бы истреблены; ныне же хоть и не рощи, но фрагменты насаждений с лиственницами 300-400-летнего возраста кое-где сохранились. На международном рынке семена лиственницы из Архангельского края пользуются особым спросом; ныне уже созданы культуры этой формы в некоторых странах Европы и в Канаде.

Традицию хищнического истребления этого прекрасного дерева с успехом продолжаем мы и сегодня. Только масштабы другие - мы намного превосходим своих предшественников! Бревна только что срубленных лиственниц спихивают в воду вместе с сосной, елкой. Зачем? Ведь они, недалеко отплыв, тонут. Дно скольких сибирских рек буквально вымощено лиственницей! До каких пор будет так?



Автор: Кандидат биологических наук Г. ПРОСКУРЯКОВА.
Источник: Наука и жизнь, 11/1987

Оставьте свой комментарий к статье!

Еще несколько статей из раздела "Ваш сад и огород"



Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:







[ В раздел ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2024 by Геннадий Нестеров