Практически любой садовод со временем начинает избавляться от трудоемких, малоценных и разонравившихся растений. Но я зачастую допускаю на участок и «агрессоров» – несортовых, «дворняжных» и даже дикорастущих. Конечно, не всяких! Каких же и почему?
Приверженцы мульчирования, к которым отношусь и я, для покрытия голой почвы используют разнообразные подходящие материалы: опилки, скошенную траву, резаную солому, щепу из измельчителя. Помимо неживой мульчи в некоторых уголках сада можно использовать и живую, выращенную как раз из тех самых «агрессоров».
Например, веронику нитевидную многие не любят за «вездесущесть» и живучесть: посадишь – не избавишься. Но, может, и не стоит так стараться изгнать это растение с участка? Плотный коврик из тонких стебельков в мае покрывается множеством мелких голубых цветков. Земля под таким укрытием не пересыхает, сохраняет рыхлую, зернистую структуру, свободно пропускает воздух к корням. Разрастается вероника, конечно, куда хочет, но корневая система у нее поверхностная и выполоть её, если надо, легко.
В тенистых местах мягкие ярко-зеленые коврики образует мшанка лежачая. Этот дикорос может с успехом заменить газон. А очиток тонкий прекрасно декорирует голые участки почвы даже на самом солнцепеке, хотя в тени тоже растет. Таким же образом может служить часто встречающийся по лесным сухим опушкам очиток едкий . К сожалению, по коврикам из очитков нельзя ходить.
Яснотка пятнистая влаголюбива, но хорошо переносит и засуху. Это выносливое и красивое растение, сиреневые цветочки которого активно посещаются шмелями.
Допускаю я в сад и просто милые пришлые растения, которые хорошо вписываются в цветники. Например, очаровательного переселенца с поля – колокольчик раскидистый . Это двулетник, поэтому с нежелательных мест его можно и не удалять – все равно на следующий год пропадет сам, следует только вовремя обрезать цветоносы. Да и посеянная некогда наперстянка у меня растет сама по себе и сама себя размножает, а в цветниках создает замечательные вертикальные акценты, которые «мигрируют» год от года, неожиданно появляясь то тут, то там.