Здоровье (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Великий Пост и здоровье

 

Великий Пост и здоровье.


ВОССТАНОВИТЕЛЬ ДУХА И ТЕЛА, или Целебные силы поста.

Что вы знаете о посте?

В практике православия праздники и посты делятся на постоянные - в числе, то есть они всегда совпадают с определенным днем календаря, и переходящие, то есть подвижные. Связано это с тем, что главный праздник христиан - Светлое Христово Воскресение не имеет точной календарной даты, а высчитывается сложным образом специалистами этого дела. От него, как говорится, все и "крутится": ежегодно смещающиеся дни Великого и Петровского постов, праздник Вознесения Господня и Святой Троицы. Так что Великий пост - всегда переходящий, то есть отличный от предыдущего года.

Начало постов у людей нужно искать от создания человека. Самый первый пост, как пишут святые отцы православия, заповедан был первым людям - Адаму и Еве - еще в раю, где им воспрещалось вкушать от одного-единственного древа - познания добра и зла. Наши прародители не устояли, нарушили самый первый завет Бога, и с тех пор поколение за поколением продолжает следовать этой дурной традиции.

Истины ради, правда, нужно заметить, что в слабовольной человеческой среде издревле бывали люди сильные и стойкие, они исполнили волю Творца и тем самым превзошли наших павших предков. Библия указывает на великих духовных руководителей древних израильтян: Моисея, Аарона, Илию-пророка, царя Давида и многих других, умевших поститься по-настоящему и тем умилостививших Бога. К сожалению, для нашего общества Библия не стала тем единственным авторитетом, каким она была у наших древнерусских благочестивых пращуров. Для скептиков, привыкших опираться на факты "достоверной" науки, предлагаем следующие исторические свидетельства.

А. Ковальницкий - "О посте на основании веры и науки": "Все древние языческие философы восхваляли пост, или воздержание. Платон, этот идеал воздержания в языческом мире, считал оскорблением человеческого достоинства есть в день два раза (!). Те светлые страницы, которые встречаются в его философских письмах, происхождением своим обязаны его строгим добродетелям; чрез мглу веков он предизображал истины христианские.

Известны также посты пифагорейцев - Порфирия, Ямвлиха, Плотина и др. По мнению святого Иеронима, даже Эпикур был человек трезвый. Зеннон прожил 80 лет благодаря воздержанной жизни. По Платону, философ Иродий достиг 100-летнего возраста благодаря трезвости и умеренности.

Римляне соблюдали свои посты, установленные Пумой, а по свидетельству Тита Ливия, и во время великих общественных несчастий римляне налагали на себя особые, "чрезвычайные посты". Катон, Цицерон, Вергилий отличались воздержанием. Август, по Светонию, был тоже очень воздержан. Веспасиан, Марк Аврелий, Север несколько раз в течение каждого месяца обязательно постились. А кому не известны строгая и воздержанная жизнь Сенеки и его прекрасные мысли об умеренности и нравственности!

Но пост дохристианских людей - школярские упражнения по сравнению с постническими подвигами православных святых! Макарий Великий, например, живший в пустынях Египта в первые века христианства, ежегодно весь Великий пост ничего не вкушал и не пил! Для нас, как и для медицины, это просто загадка, потому что мы с вами вряд ли выдержим без воды и трое суток".

Поразительных примеров лощения в православии так много, что не хватит и многотомного издания, чтобы их только перечислить все. Мы остановимся на другом факте: каковы результаты этого воздержания? Как правило, все святые постники доживали до глубокой старости (исключение составляют лишь случаи их насильственного убиения) и при этом сохраняли свежесть памяти, великолепную мыслительную способность, создавая неповторимые по силе мысли и мудрости творения (на фоне нашего сегодняшнего почти всеобщего поражения склерозом и недугами).

Так что же значит поститься по-настоящему?

Прежде всего, осознать, что воздержание во всем необходимо человеку. Воздержание в эмоциях, в словах, делах, среди которых святые, например, не находили ничего доброго. Порой мы любим похвастать своими делами. А вот святой Матой, к примеру, так говорил: "Когда я был юн, думал сам с собою: быть может, я делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела". Но сколько бы мы ни тренировались в этих добродетелях сами по себе, нас ждут лишь неудачи. Начало - на нашем столе. Лучше, чем святой Иоанн Колов, наверное, не скажешь: "Кто из животных так силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадается в сети и тогда все могущество его смиряется".

И еще одно наблюдение исследователя А. Ковальницкого уместно привести тем, кто далек от веры и понимания необходимости постов: "Нельзя не благоговеть перед мудрым установлением Церковью самого строгого поста именно весной. Весна - время кипения жизни, крови животных, время накожных сыпей, время кровотечений, апоплексии - словом, всякого изменения в животном организме, которое производит поворот солнца. При таком, состоянии лучше употреблять пищу растительную, во избежание вредных последствий от употребления ненормальной крови".

Другая мудрость строгого весеннего поста состоит и в том, что в это время года рождаются новые животные, обилие которых необходимо для человека как продовольственный ресурс. Не употребляя в это время животной пищи, мы тем самым умножаем запасы пищи на будущее.

На несравненно большую высоту перед рационалистическим пониманием необходимости постов возвело их христианство, этот новый виток духовной цивилизации, подаренный нам Самим Создателем. Любопытна история постов на протяжении двух тысяч лет. На самом первом этапе возникновения христианства, когда еще Сам Господь ходил по земле в человеческом теле, враги Его - фарисеи и другие сектанты, давно предавшие Бога, укоряли Иисуса Христа в том, что ученики Его не постятся. Господь отмел их хулы словами о том, что пока жених в чертоге брачном, люди не могут печалиться и поститься. А вот когда "отнимется жених", тоже будут поститься. И что же? Как только последователи Христа перешли к исполнению этой заповеди, те же фарисеи вдруг стали надрываться, нападая на постничество, которое-де ослабляет людей и прочее. Ставку сделали на науку, и та начала подтачивать веру в необходимость и оправданность постов. Естественно, не сразу она добилась своего. В первые века христианский мир благоговейно относился к постам, а особенно к Великому. У столпа богословской мысли православия Иоанна Златоуста читаем: "Ныне нигде нет шума, нигде - крика, нигде не рассекают мяс, не бегают повара... Не увидишь ныне различия между столом богача и бедняка. И что говорить о вельможах и простых? И венценосный глава, подобно прочим, преклонился в послушании посту".

В России еще в эпоху царя Алексея Михайловича в дни Великого поста был запрет на торговлю мясом, где бы то ни было. Как писали европейские посланники, жившие в столице, их удивляли тишина и пустота на улицах Москвы во время поста. Редкий прохожий покажется на улице, и то по дороге в храм или из него. Но просто повергал их в умиление стол "московитов" - от царя до простолюдина: квашеная капуста и немного хлеба. В России все еще сохранялись православные традиции, в то время как Европа очень далеко отошла от заповедей Христа, "мерой всему" сделав человека, а не Бога.

Увы, не устояла и Россия! Уже с Петра I начинается бурный отход на позиции "просвещенной" Европы, с ее отречением от евангельских истин. А шла Европа к своему отступлению постепенно. Довольно длительное время церковный авторитет по части постов был непогрешим. Попытка Парижской академии наук средневековья покуситься на установленные правила провалилась, несмотря на всю "научную" амбициозность. Но уже в позднейшее время, когда, по словам митрополита Московского Филарета, нужные книги в светской литературе были завалены грудами ничтожных, так что до истинных и не докопаешься, на поверхность всплыли "обоснованные" теории необязательности церковного поста. А уж в XIX веке на это смотрели как на атрибут воспитания черни, которую нужно всегда держать в узде. Удобную доктрину, освобождающую от постов, немедленно подхватили прежде всего имущие классы, не желавшие отказать себе вкусно и сытно поесть. А вскоре, после откола от католиков огромной части Европы, была провозглашена свобода не только от римского папы, но и полная свобода от постов. Зато с сытыми желудками обременительными становятся и многие этические и нравственные нормы. И как следствие - XX век с его всяческими "свободами", политическими, экологическими и социальными потрясениями. Вот она, цена отхода от христианского образа жизни!

А ныне, как блудный сын, медицинская наука поворачивает вспять, вспомнив о пользе постов, правда, амбициозность ее не покидает, и она по-прежнему тщится быть законодателем "мод" в посте. Сколько написано книг, диссертаций и рекомендаций по диетическому питанию, сколько институтов и клиник голодания развелось на белом свете, а святая православная церковь знай идет своим неизменным курсом. Обратите внимание на людей воцерковленных - наших сухоньких, аскетичных старушек. У них нет проблем с диетами, потому как для них свято правило, данное Богом.

Сегодня медицина вторглась в христианский пост, пристально наведя на него свое "объективное" око. И вот к каким выводам она пришла. Доктора У. Синклер, Ш. Дьюи, У. Кук и многие другие пишут, что развитие умственных способностей невозможно в организме, ослабленном несварением желудка, работой по удалению излишних отбросов или плохим усвоением пищи. Некоторые, ссылаясь на классиков физиологии и психологии, даже находят объяснение такому явлению: недостаточное ослюнение пищи, небрежное отношение к ней, пока она находится во рту, и вследствие этого, мол,- засорение организма избытком неусвояемой пищи, вызывающее огромный расход мозговой и телесной работы, чтобы освободиться от этого избытка.

Наш соотечественник, доктор Н.Я. Песковский, делает такое заключение: "Новейшие научные взгляды на нормальное питание человека блистательнейшим образом подтверждают важное значение постов не только для высших, духовных целей, но и для здоровья. Статистика показывает, что наибольшее количество столетних людей падает как раз на тот бедный люд, который редко за столом своим видит мясо, а по преимуществу питается растительной пищей, да еще и впроголодь".

Не желая возвращать пальму первенства в отношении постов церкви, медицинская наука породила в результате массу курьезов. Со времен зарождения "самиздата" у нас в стране по рукам кочуют системы голодания, лечения, ограниченного питания и даже трактаты об исцелении собственной мочой. На устах широкого обывателя имена Брэгга, Шелтона, Уокера... Все они преподносят отличные друг от друга системы, и все они претендуют на универсальность. Общество не скупится на средства пропаганды этих псевдосистем. Сбитый с толку, малосведущий в духовной жизни человек, отчаявшийся получить эффективную помощь от нашей нищей и, увы, очень уж часто некомпетентной медицины, поддавшись стадному чувству, бросается из крайности в крайность, превращая себя в подопытный объект и тем самым еще больше усугубляя застарелые болезни. Нам бы хотелось подсказать адрес единственно серьезной научной школы в этой области - это школа профессора, доктора медицинских наук Ю. С. Николаева, которая зиждется на прочном фундаменте евангельской заповеди Иисуса Христа о посте и опирается на фундаментальные труды знаменитого академика И. П. Павлова.

Все вернулось на круги своя: вчера медицина была послушной служанкой для изобретателей фарисейских доктрин, а ныне ее "беспристрастность" заставила самой заговорить о постах. Более того, она безбоязненно публикует сегодня то, что давно было известно православной науке, но тщательно замалчивалось средствами пропаганды. Мясная пища не только заставляет организм перенапрягаться во время ее переработки, но она привнесла в жизнь "благополучного" общества такую неблагополучную проблему, которая, как нитка в клубке, разматывает целую серию нерешаемых задач, ведущих сначала к безнравственности, а затем и к вырождению человека. Это объективно засвидетельствованный наукой же факт преждевременной половой зрелости у молодежи.

Мы знаем сегодня, сколько проблем и бед породило это неслыханное дотоле в масштабах планеты явление. И если добавить к этому исследования самого последнего времени, когда в мясе обнаружены неведомые ранее науке ферменты, особого вида, а также элементы генетического ряда, далеко не нейтральные по отношению к человеческому организму, невольно задумаешься над ритуальными традициями дикарей, которые убежденно знали, что, поедая мясо того или иного животного, они вместе с ним наследуют и его качества. Медики прошлых времен лишь интуитивно догадывались об этом. Не потому ли монашество христианское во все века избегало употреблять в пищу мясо...

Итак, перед судом современной медицинской науки христианский пост не только не вреден, не опасен, но весьма желателен, поскольку имеет огромные преимущества перед скоромным столом.

Придет ли то время, когда каждый поймет эту непреходящую истину, примет ее с радостью и огромной пользой всем сердцем и, убедившись в явном оздоровлении тела, начнет восхождение к высотам духа?

Конечно, до первохристиан нам далеко: они умели поститься не только телом. Но начинали именно с него: во время Великого поста за стол садились только один раз в день - вечером.

В православии различают посты строгие и абсолютные. В строгий пост трапезу христиан называли "сухоядением", то есть ели исключительно невареные овощи и фрукты с небольшим количеством хлеба, но строго без масла. Сегодня в русских православных монастырях эта традиция соблюдается в первую и последнюю неделю (седмицу) Великого поста.

Абсолютный пост предписывался накануне Воскресения Христова, то есть без пищи и воды. А некоторые ревностные христиане, разумеется, по силам своего организма, расширяли свой абсолютный пост от 2-3 дней до недели. Святые же мужи порой способны были обходиться без пищи все 49 дней!

Воздержание в пище - пост - это лишь верхушка постового "айсберга". Основная его часть скрыта от глаз наблюдателя. Христиане в это время ведут строгий образ жизни во всем: отказываются от супружеской жизни, от каких-либо увеселений. В старину в последнюю седмицу Великого поста - Страстную - даже закрывались судебные места. Воспрещались тяжбы и споры, прекращалось наказание рабов и заключенных в темницах, и даже со злостными узниками поступали в эти дни человеколюбиво, снимая узы и оковы на все Страстные дни.

Пост - это также время щедрых благодеяний бедным и страждущим. По традиции церковь это время использовала для борьбы с нищетой: в эти дни воздержание было самым благодатным временем для того, чтобы даже и самые бедные люди могли сделать сбережения для отдачи их нищим. Во время Великого поста закрывались театры, бани, всевозможные зрелища, как расслабляющие тело.

Но самое главное во время любого поста, а в особенности Великого,- это усиленные действия в благодетельной жизни, строгий анализ своего внутреннего состояния, собственных эмоций и мыслей. Все это должно вести к добровольному покаянию без признаков "саможаления" и оправдания. Конечно, покаяние всегда необходимо человеку, но пост для этого - наиболее благоприятное время.



Источник данной информации мне неизвестен. Если Вы знаете автора статьи или сами им являетесь - прошу Вас связаться со мной через страницу "Контакты".

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЮБОГО ПРЕПАРАТА, СРЕДСТВА ИЛИ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ!

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...


Еще несколько статей из раздела "Ваше здоровье"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!




Народный доктор - рецепты и советы народной медицины





[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров