Давайте признаемся откровенно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих тусовок и мастерства делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает.
Вы проводите в ВУЗе 4-5-6 лет - и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий - в другой. Подфартило, если у вас к моменту окончания института уже год-два как есть работа (иначе вы столкнетесь с нереально высокой конкуренцией на рынке труда и невозможностью устроиться в более-менее приличное место, если только не поедете завоевывать город-миллионник или столицу своей/чужой страны).
А преподаватели наших ВУЗов по привычке «вдалбливают» в головы студентов кучу теории, которая на 90% никогда и нигде не будет использована + еще и «снабжают» их 5 вредными мифами, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Миф 1: «Лучшие ученики добиваются лучших результатов»:
этот миф действует более-менее, пока речь идет об оценках в вашей зачетке. За стенами ВУЗов он не означает ничего.
Знаете, где оказались 4 из 5 лучших студентов нашего курса через год-два после выпуска из магистратуры? Верно - без работы. Из этих 5 человек только 1 (если я не ошибаюсь) на данный момент трудится по специальности.
Практически никакой корреляции между «пятерками» (или «100 баллами», как было в случае с нашим ВУЗом) и успешностью в жизни за пределами «альма-матер» не существует. Существует только связь между настойчивостью, умением использовать с пользой для себя даже невыгодную ситуацию и обстоятельствами жизни - но никак не между жизнью и вашей «зачеткой».
Миф 2: «Чем дольше человек работает - тем больше у него опыта и компетенции»:
на этом мифе построена вся бюрократическая система в странах СНГ + почти вся система нашего образования.
Куда бы вы ни пошли, вы всюду столкнетесь с «тетей за 40-50», которая уже не первую пятилетку просиживает кресло, не умея в 2013-м году пользоваться компьютером, - но при этом считается «ценным работником» или «опытным педагогом», потому что уже 15-20 лет здесь работает.
В то же время у меня (и думаю, у вас тоже) сыщется не менее десятка знакомых и приятелей, которые в свои 20-25-28 лет владеют навыками, знаниями и идеями, раз в 5 большими, нежели у данной «тети» в ее 60 (и многие из них успели потрудиться за 5 лет в нескольких крупных компаниях, агентствах и стартапах, получив опыт и знания, которые за свои 15 лет «просиживания» в кресле не получит ни один «опытный» чиновник и преподаватель-теоретик).
Вы по-прежнему желаете обучаться знаниям у людей, которые 10 лет мусолят один и тот же учебник?
Миф 3: «Все навыки можно оценить и измерить»:
миф, отлично работающий в ВУЗе, где всем «по заслугам» можно расставить оценки в зачетки. А позже «дипломированного специалиста» надо учить 2 года настоящему (а не теоретическому) бухучету.
Навыки в таких сферах, как дизайн, проектирование интерфейсов, копирайтинг, онлайн-маркетинг вообще измерить трудно (так как ни один серьезный отечественный ВУЗ не готовит веб-дизайнеров или копирайтеров, а человек с двумя проектами в портфолио за 5 лет работы никак не идентичен по навыкам тому, у кого за 2 года - 25 проектов).
Миф 4: «Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться»:
любимая догма преподавателей и начальников «старой закалки».
Тянется этот миф своими корнями еще в эпоху, когда «партии было виднее», а труды политических деятелей и экономистов 80-тилетней давности служили неоспоримым источником теории и практики для всех видов деятельности: от науки и медицины до живописи и литературы. В наше время в любой сфере (кроме, разве что, теоретической и квантовой физики) пересмотр «догм» и концепций происходит примерно каждые 4-5 лет.
Голова на плечах и способность к анализу и исследованию - это куда важнее, чем несгибаемая вера в то, что «всё сказанное в граните отливается»
Миф 5: «Нужно следовать правилам»:
если бы этот миф был правдой, то никакого Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Боба Дилана, братьев Кличко и Тайгера Вудса не было бы.
Отсутствие правил не значит, что нужно переходить улицу на красный свет, есть руками вместо вилки и ножа и браниться матом в публичных местах. Отсутствие правил означает, что нет универсального рецепта или привычной жизненной схемы, которым надо следовать, чтобы все вокруг были довольны, а вы «укладывались» в схему «детский сад - школа - институт - работа - женитьба - дети - квартира в ипотеку - внуки - старость - пенсия - смерть».
Собственно, и образование в ВУЗе мы получаем не для того, чтобы следовать правилам, а чтобы повысить свои знания в определенной нише и создавать что-то новое, что идет вразрез со старой схемой товарно-денежных, социо-культурных и технологических связей в обществе. Вот только в отечественных ВУЗах почему-то об этом нюансе забыли.
Уверен почти на 100%, что у вас есть свои «мифы», которыми вы можете дополнить данный список. Не стесняйтесь: чем скорее понимаешь, покинув стены университета, в чем тебя обманули, тем легче прощаться с иллюзиями и добиваться реальных, а не теоретических успехов.