Часто, к сожалению, приходится видеть, как на своеобразном символе беспомощности - буксировочном тросе волокут сопровождаемый счастливыми улыбками пешеходов какой-нибудь несчастный автомобиль. Хорошо еще, если поломка случилась в городе или на оживленной трассе - кто-нибудь, да возьмет на буксир. Гораздо хуже, если железная лошадка решила показать норов вдали от шума городского - в лесу, на дальнем пустынном проселке, да мало ли куда в сезон летних отпусков может занести автопутешественника. И, пожалуй, самое главное (но и сложное) в такой ситуации - не потерять самообладания и трезво оценить положение.
Для начала вспомните совет психолога - приготовьтесь к самой неприятной для вас перспективе, скажите себе, что и это не так уж страшно, и спокойно подумайте, что можно предпринять для решения проблемы.
А теперь несколько конкретных советов от иркутского автолюбителя Алексея Филатова:
- Чаще всего перебои в работе двигателя (остановимся пока на нем) вызваны неисправностями в системе питания либо в системе зажигания. Одновременная поломка обеих мало вероятна.
Определить, подается ли топливо, можно на слух, а также при помощи сложнейшего аппарата, именуемого носом. Если при попытке пуска двигатель "мостит" (коленвал вращается быстрее обычного), а из выхлопной трубы не пахнет бензином - нет топлива (возможен также обрыв ремня газораспределения, об этом позже). Наиболее вероятная причина - поломка бензонасоса.
Единого рецепта для иномарок нет, а на отечественных авто ремонт насоса в пути не проблема. Разобрав сей агрегат, загляните внутрь. Если порвалась мембрана - развернув ее слои относительно друг друга так, чтобы сквозного отверстия не было, вложите между ними несколько кружков (3-4) тонкой полиэтиленовой пленки - 3-4 тыс. км вам обеспечены. Пружинка клапана бензонасоса с успехом заменяется кусочком поролона (можно отщипнуть с нижней части сиденья). Подать бензин, в крайнем случае, можно и "дедовским" методом - из канистры, закрепленной на крыше авто.
Обрыв зубьев ремня газораспределения тоже не беда, если не погнуты клапаны (чаще это бывает с иномарками). Ремень разрезают вдоль и сдвигают половинки - можно ехать, стараясь поддерживать обороты двигателя в диапазоне от 1,5 до 3 тысяч.
Если машина глохнет на низких оборотах - возможно, неисправен электромагнитный клапан холостого хода. Проверить сию версию можно, вывернув его немного из корпуса карбюратора. Если нормальная работа двигателя восстановилась - не теряйте времени. Выверните клапан, обмотайте его резьбу ниткой и вверните вновь, но не до отказа. Можно ехать.
Неисправности системы зажигания несколько разнообразнее, но приводят к одному - нет искры (либо она красная, что говорит о недостаточном напряжении на электродах).
Вероятные причины:
1) обгорание или загрязнение контактов прерывателя - почистить;
2) пробой бензина (при вращении двигателя стартером с центрального провода, поднесенного к бензину, бьет искра) - подложить под бегунок кружок, вырезанный пластиковой бутылки, или полиэтиленовую пленку;
3) пробой крышки трамблера (искру видно в темноте) - наклеить изоленту, если это возможно;
4) не подается напряжение на трамблер - проверить контрольной лампой, если нужно - подать напряжение прямо с аккумулятора;
5) неисправна катушка - иногда можно ехать, уменьшив зазор между электродами свечей зажигания.
Часто в дороге подводит реле-регулятор напряжения - заменить его (с полным успехом, за аккумулятор не бойтесь) можно обычной лампочкой мощностью 21W, подключив ее вместо реле.
Итак, вы, наверное, уже поняли, что немного пошевелив извилинами серого вещества, можно, сохранив немало денег, а главное - чувство собственного достоинства, добраться до гаража самостоятельно.
Вот конкретный пример: знакомые, заядлые рыбаки, возвращаясь с богатым уловом домой на стареньком Nissan-Sunny, что называется, "встали" на ель и машина оказалась с зияющей раной в углу поддона автоматической коробки передач. Масло, естественно, вытекло. В сумерках все яснее вырисовывалась перспектива остаться в тайге надолго, ведь помощи ждать неоткуда, да и "тянуть" авто с пустым автоматом - смерть коробочке.
Выход оказался неожиданно простым. Сняли поддон (торцевой ключ10 мм.), собрали все свинцовые грузила из рыболовного хозяйства и, расплавив их в консервной банке на костре вылили в деревянный желобок. Получившуюся свинцовую колбаску осталось продеть в отверстие и (как заклепку) расклепать обухом топора на камне. Залив, предусмотрительно взятое в дорогу "жигулевское" масло, друзья продолжили путь.