Если бы работникам ГИБДД приходилось бы обязательно являться в суд на заседания по делам несогласных с обвинениями автомобилистов, возможно разводов стало бы меньше. Но пока считается, что инспектор работает, и работа его важна, поэтому отвлекать его от выполнения своих обязанностей никто не хочет. Наша же с вами работа не имеет никакого значения ни для кого, а значит, нас можно мотать по заседаниям сколько угодно.
Такое положение вещей никого не удивляет. Привыкли, что при социализме по повестке из суда или милиции человек бросал все и шел на «зов», потом показывал полученную справку на работе, и пропавшие человеко-часы просто списывали.
Но речь сегодня не об этом, а о том, что недобропорядочные инспекторы ГИБДД издеваются не только над автомобилистами, пользуясь дорожной ситуацией или просто нагло и не обоснованно, но и над судами. Пример такого издевательства приведен ниже и прислан в Finamauto одним из читателей.
"В июле 2010 года я был остановлен работниками ГИБДД после обгона останавливающегося грузовика. Обгон был осуществлен с выездом на полосу встречного движения, через прерывистую линию разметки, через 800 м после ее начала. До прерывистой линии разметки идет сплошная, перед которой стоит знак «Обгон запрещен». Знака отмены запрета обгона или таблички с ограничением зоны действия не было. Знака я не видел, так как его закрывал упомянутый грузовик, начинавший движение с обочины. Водитель грузовика не опрашивался, работник ГИБДД кратковременно поднимался к нему в кабину и отпустил его.
Работники ГИБДД на суды не являлись, письменные показания меняли несколько раз, но все же вышеизложенное признали. В решении суда есть все же окончательные показания сотрудника ГИБДД, подтвердившего мои показания, есть фотографии, схемы (причем схемы ГИБДД). Решение суда я смог получить только через 2 недели, на следующий день после того, как сразу за сплошной был установлен знак «Конец зоны всех ограничений». А решение таково: штраф 1500 рублей за объезд препятствия через сплошную линию разметки. И это несмотря на трехкратно зафиксированное в тексте «через прерывистую». Абсурд!"
Почему инспекторам, которые воспользовались отсутствием знака 3.31 «Конец зоны всех ограничений» это сходит с рук? Ведь если знак был так оперативно восстановлен, значит, по документам, он там должен был стоять и в момент «нарушения». Следить за наличием и отсутствием утвержденных знаков должны работники местного отделения ГИБДД, а точнее специальный Отдел организации дорожного движения. Если знак сломан, закрыт листвой стоящего рядом дерева, отсутствует, развернут не под тем углом или просто из-за старости не соответствует ГОСТу, служащий вышеуказанного отдела должен зафиксировать это и дать команду в местные коммунальные службы или в Автодор о замене или ремонте дорожного знака.
На практике это не делается по нескольким причинам. Первая – при отсутствующих или «нерабочих» знаках у недобропорядочных инспекторов ГИБДД появляется удобный предлог для развода, как в письме выше. Вторая – работать мало кто любит, особенно когда работы можно избежать. Зачем искать огрехи на дорогах, когда можно спокойно попивать кофе в полумраке уютного кабинета? Третья – это, возможно, экономия бюджета, что уже не интересно. Нам для негодования достаточно первых дух причин.
Наверняка во время суда был сделан запрос в местный Автодор о том, какие знаки должны стоять по документам на данном участке дороги. Выяснилось, что пропал знак 3.31, который быстренько восстановили. Но все равно суд не далеко ушел от фарса – штраф-то выписали.
Как такое могло случиться? Давайте пофантазируем. При отсутствии знака 3.31 или 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» после знака 3.20 «Обгон запрещен» обгонять запрещено, даже если пошла прерывистая линия разметки, которая автоматически должна считаться тогда сплошной. Только местные жители могут знать, что когда-то здесь стоял знак отмены запрета, пока какой-нибудь Кузьмич не сныкал его и не сделал из него лопату для уборки снега. Но и это не аргумент.
Нет знака отмены – нет и самой отмены запрета на обгон. А значит, автомобилиста надо покарать. Но по бумагам-то знак есть, и выходит, что нарушитель не виноват! Следовательно, наказывать его нельзя, во всяком случае, лишать водительских прав – точно. Тогда будем политкорректными и присудим штраф – для порядка. Вопрос – для какого такого порядка?
Вариант «не нашим, не вашим» - не самый плохой, хотя и обидный, и, как верно заметил анонимный читатель Finamauto, абсурдный. Абсурдно и наше законодательство, перед которым в ответе только люди без «корочек». Если знак сорвало ветром или кем-то, то его нужно восстановить. Неужели стоявшие недалеко и задержавшие «нарушителя» инспекторы ГИБДД не знали о его отсутствии? Знали, потому и стояли, потому и задержали. Не исключено, что сами и испортили знак.
В описанном случае все было сделано верно. Но чтобы подобные ситуации не повторялись, нам, автомобилистам, нужно самим следить за дорогами. Нет, не ездить с лопатами и щебенкой, чтобы исправлять огрехи полотна, а делать заявления в дежурную часть ГИБДД и в Отдел организации дорожного движения об отсутствующих и нечитаемых знаках. Времени это много не займет – достаточно одного телефонного звонка и устного заявления. Кстати, лучше сразу звонить в дежурную часть, так как в Отделе организации дорожного движения трубки никто не берет – либо они прогуливают работу, либо рыщут по вверенному им участку целыми днями и ищут огрехи в знаках и в разметке.
И напоследок приведу цитату из ГОСТ Р 50597-93, статья 4.1.5: «Устранение повреждений, недостатков дорожных знаков или их замена должны быть произведены в течение 3-х суток после обнаружения, а знаков приоритета в течение суток…». Так что, если на ваше заявление не отреагировали в указанный срок, то можно обратиться в прокуратуру с заявлением о бездействии – пусть шевелятся, в конце концов.