Почему жители европейских городов спят спокойнее россиян? В частности екатеринбуржцев? А потому что в Европе мало кто пользуется автомобильными сигнализациями. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна автосигнализация и в каких случаях от нее можно совершенно свободно отказаться.
Автосигнализация близка и понятна любому автовладельцу. На первый взгляд она - столь же необходимый аксессуар, как, например, коврики в салон. Некоторые так и подсчитывают дополнительные расходы, неизбежные при покупке нового автомобиля: коврики, огнетушитель, знак аварийной остановки, страховка и, конечно, сигнализация - последняя в списке, но не последняя по стоимости.
В то же время во многих европейских странах от звуковой сигнализации стараются отказываться. Автомобиль от угона она все равно не спасет, а магнитолу грабители похитят быстрее, чем вы наденете штаны, если у вас вообще появится желание выходить на улицу. Поэтому часто единственной задачей сигнализации остается проверка бдительности соседей в ночные часы.
Тем не менее, сигнализации продолжают покупать и устанавливать. Во-первых, чтобы спокойно спать, зная, что «какая-то защита» у вас стоит и, возможно, она отпугнет злоумышленников. Во-вторых, из-за дополнительных сервисных функций: сигнализация закроет за вас окна, напомнит о включенных фарах, поможет отыскать автомобиль на большой стоянке.
Самая простая охранная система реагирует лишь на открывание дверей, багажника и капота. Такая сигнализация стоит недорого, и, пожалуй, единственная ее ценность - мигающая лампочка, которая говорит ворам, что машина «под контролем». Противоугонных функций у этой модели нет: запустить мотор и поехать она никак угонщикам не помешает, только в случае чего разбудит весь двор оглушительным ревом сирены и миганием фар.
Почти все сигнализации позволяют включить режим «паника» дистанционно, с брелока. Для чего это нужно? Скажем, если вы увидите в окно, что кто-то заинтересовался вашим автомобилем, но еще не успел взломать дверь, вы сможете нажать на кнопку и напугать злоумышленника (вариант старого «Мальчик, отойди от машины!»). Правда, в основном радиус действия брелока составляет не более 100 метров, да и то на открытой местности. В городе, где эфир засорен помехами, сигнал может не дойти, даже если вы стоите на балконе и машина видна как на ладони.
И все-таки подавляющее число сигнализаций действительно спасают от угонщиков: пусть одну из электрических цепей, но они все-таки размыкают. Многие отечественные автомобили, «по умолчанию» не имеющие никакой блокировки двигателя, кроме ключа зажигания, в виде сигнализации получают самую настоящую «защиту от дурака» - простой школьник, свернув замок, уже не уедет на такой машине. Впрочем, большая часть современных автомобилей снабжаются встроенным иммобилайзером: он не кричит, но пока машина не опознает ключ не только на механическом (в скважине), но и на электронном уровне (бесконтактно), двигатель запустить не позволит.
Даже покупая более дорогую сигнализацию (от $100), вы можете рассчитывать на двухуровневый датчик удара. При первом прикосновении автомобиль предупреждает, что трогать его не стоит, при втором - сирена срабатывает «на полную».
Встречаются недорогие модели, которые не только ставят автомобиль на охрану, но и показывают его состояние на брелоке (с помощью световой или звуковой индикации). Фактически это самый дешевый вариант пейджера. По звуковому сигналу брелока вы можете узнать, что в вашем автомобиле сработала сигнализация. Это удобно, если машина припаркована с другой стороны дома и звука сирены вы, в отличие от ваших соседей, не слышите. Более дорогие модели комплектуются брелоком с обратной связью и жидкокристаллическим экраном, что позволяет получать информацию о том, что происходит с вашим автомобилем, на расстоянии до 500 метров. Такой пейджер не только сообщит, что у вас сработала сигнализация, но и покажет, какая дверь в настоящий момент открыта.
В современных сигнализациях, даже недорогих, часто стали появляться такие функции, как Anti-Car-Jack и Anti-Hi-Jack. Суть первой заключается в том, что после выключения охраны и пуска двигателя водитель должен подтвердить свои права на использование автомобиля, введя код или нажав потайную кнопку - на случай, если у вас отняли ключи. Anti-Hi-Jack требует вводить код всякий раз, когда при работающем двигателе открывается водительская дверь. Благодаря этой функции у преступников, невежливо попросивших автовладельца выйти из собственной машины, через 20-30 секунд заглохнет двигатель.
К охранным функциям можно отнести и возможность бесшумно включить и выключить сигнализацию, не привлекая внимания окружающих. Полезной будет также опция постановки автомобиля на охрану без датчика удара - чтобы оставленная на обочине оживленной магистрали машина не голосила без конца вдогонку каждому рычащему грузовику.
Любая даже дешевая сигнализация должна иметь режим Valet. Эта специальная потайная кнопка помогает без брелока снять автомобиль с охраны: полезно, если брелок потерян или в нем неожиданно, но бесповоротно села батарейка. Иногда «валетом» называют переход сигнализации в фоновый режим - в этом случае она позволяет без брелока отдать машину на сервис (если есть опасение, что механики могут записать его сигнал или другим способом проникнуть в систему).
Если вас не устраивает только запугивание потенциальных преступников и хочется большей защиты автомобиля, придется расстаться с суммой от $150 до $300. За эти деньги вы получите лучшее шифрование кода, передающегося с брелока на центральный блок. Когда автомобиль ставят на охрану или снимают с нее, код, передаваемый на центральный блок, меняется, а новый в эфир не передается. Следовательно, злоумышленнику с помощью специального устройства кодграббера записывать сигнал, передаваемый с брелока, бесполезно: машину он не откроет. Конечно, это не панацея от угона, но сильно затрудняет жизнь преступникам.
По словам специалистов, выбор автосигнализации нередко зависит от того, какие дополнительные опции автовладелец хочет получить и какими дополнительными устройствами управлять.
Дешевые сигнализации чаще всего имеют один канал для управления всем электрооборудованием автомобиля, от центрального замка до люка. Соответственно, основная их сервисная функция - возможность открыть двери в автомобиле без ключа, с помощью кнопки на брелоке. И большинству пользователей этого достаточно.
Если же вы хотите чего-то большего, нужно выбирать сигнализацию подороже - от $150. Здесь каналов управления может быть несколько десятков. Каждая сервисная функция управляется с пульта особой комбинацией кнопок или благодаря системе меню. Такие сигнализации позволяют владельцу открывать и закрывать с пульта в удобной последовательности двери (не сразу все, а сначала только водительскую), управлять стеклоподъемниками и люком (в том числе можно настроить автоматическое закрывание окон при постановке на охрану), включать подсветку салона в момент посадки, освещать дорогу до дома (фары светят еще несколько секунд, пока владелец идет от машины до подъезда).
Часто сигнализация своим криком помогает найти автомобиль на большой парковке у торгового центра. Правда, работает эта опция на таком расстоянии, когда автомобиль несложно найти глазами. Можно настроить сигнализацию так, что после выхода владельца из машины она сама через определенное время встанет на охрану (например, если вам нужно взять из автомобиля много вещей, а руки у вас заняты).
Хорошая современная сигнализация в состоянии запускать двигатель дистанционно и по таймеру. Это удобно, если вы собираетесь прогреть или охладить салон. В то же время такая функция нередко вступает в конфликт со штатным иммобилайзером - он «не видит» ключа зажигания и не противится попытке пуска. Проблема решаема, но только за счет ослабления штатной защиты автомобиля.
Какую бы сигнализацию вы ни купили и где бы ее ни поставили, полную безопасность она вам не обеспечит. Даже страховые компании, поняв это, начали страховать дешевые автомобили без сигнализации, а на дорогие и наиболее угоняемые, какая бы совершенная система безопасности на них ни стояла, ввели повышенный тариф. Серьезные скидки при страховании вы можете получить, только если установите в автомобиле спутниковую поисковую систему. И наоборот, если цена вашего автомобиля превышает $25-30 тыс., будьте готовы к тому, что страховщики будут настаивать на установке спутниковой системы.
Кстати, если Россия пойдет по пути цивилизованных стран, вскоре нам придется отказаться от звуковых сигнализаций. В странах Европейского Союза они уже запрещены. Причем, согласно совместной директиве Совета Европы и Европарламента №418 от 28 февраля 2006 года, владелец автомобиля с запрещенными устройствами не может пройти регистрацию, пока не устранит недостатки.
Несколько лет назад депутаты Московской городской думы также пытались запретить использование звуковых сигнализаций в ночное время. Однако столичная прокуратура внесла протест, и эта затея умерла. Несомненно, к запрету звуковых сигнализаций общество еще вернется. Когда большая часть автовладельцев откажется от них в добровольном порядке.