Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Движение в реальных условиях

Движение в реальных условиях.

(приемы и рекомендации)


Кое-что о психологической подготовке

Теория - она теория и есть: на компьютере все билеты, не раз уже решавшиеся, понятны и просты. И руки уже уверенно держат руль: на площадке или на пустынной дороге все прекрасно получается, и вы уверены в своих возможностях. Однако это "тепличные" условия, оторванные от реальности. Вот ходите вы по узкому бордюру, на десяток сантиметров выступающему из асфальта. Страшно? И то правда: чего здесь бояться? А если этот бордюр превращается в длинный узкий мост над обрывом? Ширина, стабильность те же, только наша психика становится тем мощным фактором, который изменяет положение дел.

Нечто похожее и в дорожном движении. Можно прилично знать теорию, хорошо управлять автомобилем, но необходима также определенная психологическая подготовка, которая позволит водителю избегать большинства стрессов на дороге. Здесь уже речь не идет о таком примитивном варианте, когда "чайник" впервые попадает на городские улицы или провинциальный житель приезжает в мегаполис. Ведь это вопрос времени, когда человек привыкнет к такой обстановке. Наверное, важнее другое: как именно он к ней приспособится и долго ли сможет противостоять многочисленным стрессам?

Готовят к этому в автошколах? Обычно методом шоковой терапии. "Ну что, поехали?" - вопрошает  инструктор  курсанта,  впервые  в  жизни  севшего  за   руль   автомобиля. Кое-как разобравшись с педалями, "автоученик" узнает, что это была лишь часть фразы, которая на самом деле звучит так: "Ну что, поехали в город?" А затем инструктор кладет ноги на приборную панель и "засыпает". Точнее, делает вид, что ему все безразлично, приводя тем самым курсанта в некое среднее состояние между паническим ужасом и истерией.

Что, не всегда так бывает? Действительно. Иногда бывает и по-другому: то ли излишне добрый, то ли излишне боязливый инструктор "опекает" начинающего водителя. А что потом? Директор Высшей школы водительского мастерства Сергей Овчинников рассказал "на эту тему" реальный случай из личной практики. Пришла к нему женщина: "корка" есть, но водить боится. Подобная проблема решается при помощи индивидуальных занятий, когда "чайник" накатывает дополнительный километраж вместе с инструктором. И вот заметил Сергей Олегович, что женщина эта что-то уж очень слабо нажимает на педаль тормоза, а автомобиль, знай себе, все катится. Оказалось, как в том самом анекдоте: "Раньше машина сама останавливалась..."

В общем, бороться со стрессами водителя никто не учит. А ведь в течение дня мелкие пакости на дороге его так и ждут. Накапливается раздражение, усталость, что в конечном итоге влияет на концентрацию внимания, на способность реально оценить ситуацию. Начинают появляться ошибки "в пилотировании", например, водителю вдруг оказывается трудно правильно припарковаться, он может по-глупому заглушить двигатель при попытке тронуться с места. В утомленном состоянии становится сложнее правильно рассчитать скорость, траекторию движения, расстояние до объекта и т.д.; в результате возможно создание аварийной ситуации.

Постоянные "знаки внимания" со стороны других водителей, неизбежные в напряженном городском потоке, рано или поздно "достают" - как-то незаметно сам заводишься и начинаешь лезть на рожон. Особенно велико искушение "напортачить" как раз в сложной дорожной ситуации. Скажем, поворот налево с трамвайных путей иначе как массовым мероприятием не назовешь. Сколько машин выстраивается на путях? Собственно говоря, сколько влезет, но обычно формируется две или три "колонны" по три-четыре автомобиля в каждой. Когда начинается такой вот "завал", верх над тобой берет какой-то животный инстинкт - и ты устремляешься вслед за всеми...

А как мы себя заводим, когда, например, стоим в пробке. Но сколько ни дергайся, толку не будет, в какой ряд не перестраивайся, он каким-то сверхъестественным образом самым медленным окажется. Не претендуя на роль психолога, позволю себе дать совет: в минуты этого простаивания займите себя чем-то. Протрите приборную панель, наведите порядок в своей аудиотеке, посмотрите, что у вас творится в "бардачке". Я вот, например, зная, что буду ехать через "проблемный" перекресток, покупаю себе мороженое. И знаете, даже огорчаюсь, когда в предполагаемом месте затора можно ехать без всякой задержки - продукт тает...

"Говорите точно, сколько ехать в километрах".

Существует такой афоризм: "Все, кто едет медленнее тебя - "тормоза", кто быстрее - самоубийцы". Самое удивительное, что эта мысль, если не постоянно, так уж точно время от времени справедлива по отношению ко многим водителям. Разве не ворчим мы, когда вынуждены тащиться за "засыпающим" тихоходом? И нередко осыпаем проклятиями пронесшегося лихача. Но ведь наверняка есть такие минуты, когда мы (пусть даже только на время) оказываемся и тем и другим.

Вот накатила меланхолия, "ямщик, не гони лошадей...". Вы неспешно катитесь на "нейтралке" к ближайшему перекрестку, заведомо зная, что на светофоре красный. И недоумеваете, с какой это, кстати, остальные куда-то несутся. Так и хочется им крикнуть: "Ребята, ну чего вы летите, поубавьте свой пыл". А в другую минуту сами срываетесь невесть куда (по делу ли, по прихоти), гоните во весь опор, подстегивая всех тех "лошадей", что томятся у вас под капотом. И тогда: поберегись! Все "тормоза" - к обочине, барин едет...

У каждого свой темп, но в условиях городского движения он у большинства водителей более или менее совпадает. У отдельных участников движения скорость может быть существенно выше или ниже, что уже следует считать отклонением от нормы. Видимо, нет нужды говорить о том, что "быстрый" водитель, опережающий основной поток, создает определенную угрозу безопасности движения. Однако, как ни странно это звучит, тихоход представляет собой еще большую опасность (потенциальную, разумеется). Ведь если в первом случае маневрировать по проезжей части будет только один участник движения, то во втором - большинство.

Отсюда напрашивается вывод: двигаться нужно не быстрее и не медленнее других водителей, а с примерно той же скоростью, что и у основного потока. Следует, правда, учитывать, что:

- во-первых, это справедливо в случае трафика, плотного движения транспорта, затора и т.д., поскольку именно тогда ваши действия могут иметь наибольшие последствия;

- во-вторых, если вы соблюдаете установленную Правилами скорость и уже вплотную приблизились к разрешенному рубежу, никто не вправе вас подгонять: пропускать "торопыгу" или нет, зависит исключительно от вашего желания.

Что до быстрой езды, то наибольший от нее эффект - это возможность получить удовольствие или потешить свое самолюбие. Еще на трассе, если дистанция измеряется сотнями километров, есть реальный выигрыш во времени от получаса до нескольких часов. А в городе, чтобы действительно выиграть больше десяти минут, следует жутко правила нарушать. Потому как светофорные объекты друг к другу привязаны: если даже на один "цикл" быстрее проскочишь, все равно больше двух минут не отыграешь. Разумный вариант (если уж действительно ситуация того требует) - это поднажать только на одном участке, чтобы, попав в "волну", затем уже ехать спокойно.

Но и двигаться с чрезмерно малой скоростью тоже не следует. Вряд ли вы сэкономите топливо, да и не факт, что обеспечите большую безопасность движения. Действительно, фактор скорости имеет решающее значение в случае возникновения аварийной ситуации: тогда у "медленного" водителя будет больше шансов избежать аварии (в этом случае у него обычно больше места и времени для необходимого маневра). Но спровоцировать создание подобной ситуации можно на любой скорости! И еще один момент. Медленная езда расслабляет, и водитель частично теряет контроль над дорогой. Активный стиль вождения, наоборот, концентрирует внимание сидящего за рулем, так как, по идее, он готов к любому сюрпризу со стороны других участников движения. Вы об этом не задумывались?

Держи дистанцию!

Правила конкретно не оговаривают, каким должно быть расстояние между автомобилями: "Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его внезапного торможения или остановки, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения с транспортными средствами, движущимися по соседним рядам" (п. 10.10. ПДД).

Действительно, точно расписать расстояния в метрах, да еще на все случаи жизни (город, за городом, автомагистраль, дождь, снег, гололед, туман и т.д.), невозможно, а следовать им было бы тем более нереально. А потому ответственность в выборе дистанции возлагается на водителя. Казалось бы, чего проще: "отпустил" переднюю машину как можно дальше и поехал за ней. Подстраховка не повредит, но излишне большой интервал тоже недопустим. Представьте себе колонну в двадцать машин, расстояние между которыми по сорок метров. Знаете, сколько места они займут на дороге? Девятьсот "погонных" метров! Да и не сможете вы сохранить большую дистанцию - обязательно кто-то вклинится между вашей машиной и впередиидущей.

Вернемся, однако, к нашей задаче: двигаться нам предстоит быстро, но плавно. На пустынной дороге такое осуществимо, но в центре города, особенно в час пик, придется подстраиваться под общий поток. И тут уже, по всей вероятности, придется выбирать (или, по крайней мере, устанавливать своего рода баланс) между "быстро" и "плавно". В первом случае двигаться предстоит на пониженной передаче (либо быть в готовности в любой момент ее включить), а основная задача водителя - искать "фарватер" в общем потоке. Постоянно перестраиваться из ряда в ряд каждые сто метров нецелесообразно - лучше найти самую "быструю" полосу и двигаться по ней. Проблема лишь в том, что этот "статус" периодически "кочует" по рядам. А потому надо быть готовым следовать за ним. Дистанция? Она-то как раз не должна быть минимальной. Вы ведь, готовясь идти на обгон, немного "отпускаете" обгоняемый автомобиль - здесь нечто подобное. Не забывайте, что вы перестраиваетесь в более быстрый ряд, значит, вам необходимо заранее увеличить скорость, чтобы "вписаться" в тот ритм.

Как бы то ни было, но перестроение - маневр сложный, особенно в условиях плотного транспортного потока. Ведь вам уже предстоит следить за ситуацией не только в своем ряду, но и в соседнем, куда вы собираетесь переместиться. Прежде всего, вам необходимо найти "окно", определить скорость движения автомобилей по соседней полосе, а заодно поддерживать необходимую дистанцию, боковые интервалы. Нужно удостовериться, что в "мертвой точке" (на уровне задней оси вашего автомобиля) нет другой машины. При перестроении приходится держать в поле зрения все: машины перед вами и позади вас как на вашей, так и на соседней полосе, а заодно удостовериться, что никто не перестраивается на "ваше" место одновременно с вами.

Ну а если мы сделаем ставку на плавность? В этом случае перемещаться из ряда в ряд стоит разве что в случае реальной необходимости, поэтому остается лишь следовать за едущей впереди машиной. И вот здесь дистанция будет играть немаловажную роль. Если задаться целью ехать именно плавно, а не в том рваном ритме, в каком перемещается весь поток, а вместе с ним и "ведущий" вас водитель, то следует забыть о какой-либо жесткой привязке к нему и уж тем более о минимальной дистанции. Да, ехать предстоит со скоростью потока, но вы должны иметь своего рода "демпфер" - расстояние до впереди идущей машины достаточное для того, чтобы позволить себе иметь с ней определенную разницу в скоростях.

На практике это выглядит примерно так. Загорается зеленый свет, и лидер резво стартует. Вы разгоняетесь плавно, а потому к тому моменту, когда достигаете "крейсерской" скорости, расстояние между вами достаточно велико. Но это ведь город - лидер "утыкается" в поток и снижает скорость. Постепенно вы его догоняете, но не приближаетесь вплотную, а держите такую дистанцию, чтобы возможно было изменять скорость лишь при помощи педали газа. Ведь и разгоняться, и тормозить можно всего лишь простым изменением подачи топлива, и чем ниже задействованная передача, тем выше эффективность. Но нам желательно, чтобы была включена повышенная передача, а потому реакции автомобиля на ваши манипуляции с акселератором могут оказаться "заторможенными" - вот поэтому и необходима увеличенная дистанция.

А что в итоге? Лидер совершает многочисленные разгоны и торможения, амплитуда которых достаточно высока. Вы же двигаетесь почти равномерно. Разница между вашей скоростью и скоростью лидера компенсируется за счет изменения дистанции: вы едете быстрее лидера, расстояние между вами уменьшается, он едет быстрее вас - расстояние увеличивается. Естественно, так идеально все в теории, на практике же следует учитывать множество факторов, в том числе и возможное изменение дорожной ситуации. Но об этом - в следующий раз.



Источник: http://autogazeta.com

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!








[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров