Когда готовишь высокодинамичный автомобиль, приходится принимать в расчет многие обстоятельства: настройка двигателя, амортизаторы, тормоза… Но видимо, особого внимания заслуживают шины.
В поведении автомобиля резина играет ни с чем не сравнимую роль. Если шины подобраны правильно, вы меньше рискуете в плотном транспортном потоке или в плохую погоду. Вам удается уклониться от ДТП – прежде, чем оно наступит.
И какие же покрышки лучше? Каждый продуцент-“шинник” утверждает, что именно его. Так что при выборе резины для автомобиля – будь то повседневное вождение или же участие в состязаниях (где предписаны “товарные” покрышки с рисунком протектора) - вы столкнетесь с непростым вопросом.
Наилучшая резина
В автогонках нередко предписывают определенный тип шин. В США что новичок, что национальная знаменитость, скорее всего, стартуют на Goodyear, которые выбирают почти все соперники. (Здесь есть ценный намек: если вы едете на такой же – новой – резине, что и конкуренты, и с тем же давлением, то одна из неизвестных переменных в поведении вашей машины устраняется).
Тем не менее, выбор покрышек для дороги и улицы практически безграничен. Лучшее, что мы можем порекомендовать нашим курсантам, – не пожалеть времени и разобраться с вариантами. Придется понять, какой вам нужен рисунок протектора, и какой тип шин рекомендован автомобилестроителем.
И ещё важно оставаться в курсе технологических новшеств; как и в других областях деятельности, шинное производство постоянно совершенствует свои технологии – ради повышения качества изделий.
Но и после того, как вы определились с резиной, не успокаивайтесь и регулярно проверяйте давление в шинах. На гоночной трассе выбор давления порой означает разницу между первым и последним местом на финише. Лично я всегда предпочитал поддерживать давление в шинах гоночных и спортивных машин чуть выше рекомендованного продуцентом.
И вопросы безопасности тоже не на последнем месте. Если выезжаешь с низким давлением в шинах, плотного контакта с ободом нет, покрышки теряют воздух и могут вообще соскочить с обода. Причем происходит такое, естественно, под нагрузкой, - скажем, в быстром вираже. Тогда голый обод зароется в асфальт, и дело кончится опрокидыванием.
Нужен баланс
Чтобы поддерживать покрышки в отличном состоянии, колеса нужно балансировать. Меньше вибрации на скорости, и шины служат дольше. Тщательная балансировка колес предотвращает местный перегрев покрышек – “горячие пятна” - и образование пузырей.
И раз уж речь идет о резине, помните ли вы 500-мильную гонку в Indianapolis 1992? (А то, как сейчас.) Погода стояла прохладная для конца мая, и возникли затруднения с разогревом “сликов”. Имели место многочисленные вылеты и столкновения, а болид обладателя pole-позиции развернуло на прогревочном круге! Почти всякий раз рестарт после ухода очередного pace-car сопровождался разворотом одной из машин…
То же происходит и на дороге. Не пытайтесь “прохватить” по любимой “связке” поворотов, пока покрышки еще холодные. Если собираетесь развлечься пилотированием, помните, во-первых, об ограничениях скорости. А во-вторых, дайте резине возможность прогреться! Не торопитесь; дорога никуда не денется.
Принимайте в расчет полезные советы, которые дают вам такие издания, как “Авто-ревю”, “Турбо” и др. Не пренебрегайте мнением опытных водителей; общайтесь с людьми. И не жалейте времени на осмысленный выбор правильной резины.