С приходом весны исчезает снег и оголяются "раны" на асфальтовых дорогах города.
Трещины, канавы, бугры, промоины - вот неполный список дорожных неровностей. Причём страдают даже, как многим казалось, качественно сделанные, магистральные трассы.
Можно долго рассуждать о причине этого и о том что - "льву не докладывают мясо" - о составе асфальта!
Или пенять на "коварные" зимние противогололедные составы, которые разрушили полотно дорог. Или версия, особо любимая нашими городскими властями, - во всем виноваты автомобили, "обутые" в шипованную резину. Скорее всего, истина лежит где-то по середине.
Речь, о другом!
Мы все живем в России и нас уже ничем нельзя удивить - мы ко всему можем найти "золотой ключик", который откроет заветную дверцу, и поможет избежать неприятностей.
Вот и сегодня мы расскажем о некоторых приёмах безопасного, во всех проявлениях этого слова, преодоления неровностей, образовавшихся после зимы. Поговорим и о том, как не сломать подвеску своего автомобиля, и не попасть в ДТП из-за искусственно созданных дорожными и другими муниципальными службами, неровностей - открытых колодцев, "лежачих полицейских" или как любят говорить сотрудники ГИБДД - "лежачих пешеходов".
А теперь об основе-основ преодоления неровностей:
Все приемы по своей сути элементарны и используют эффект перераспределения нагрузки по осям и колесам автомобиля.
Всем известно, что передние и задние колеса автомобиля имеют разную загрузку весом автомобиля.
Возможны разные варианты: 50% веса на передних и 50% на задних колесах, или 40 на 60, или ... впрочем, возможны разные варианты, которые зависят от особенностей конструкции автомобиля.
Едино одно - у всех автомобилей, независимо от конструктивных особенностей при повороте рулевого колеса, нажатии или отпускании педали тормоза или педали "газа" происходит перераспределение нагрузки по осям и колесам.
Если эти мудреные слова перевести на язык чувств человека, то после нажатия на педаль тормоза или при резком отпускании педали газа пассажир и водитель будут ощущать наклон своего тела вперед по ходу движения автомобиля. Автомобиль тоже не остается безучастным свидетелем - в этот момент сила прижатия передних колес к дороге резко увеличивается и может превышать туже силу на задних колеса более чем в 2 раза!
Кстати, если такое произойдет в повороте - неминуем занос автомобиля!
"Руль на себя!" - Полет через канаву нормальный:
Нет худа без добра, мы же в России живем - то, что нам мешает в повороте, это же нам поможет преодолеть канаву, коварно притаившуюся поперек дороги.
Для этого необходимо (в самый последний момент перед канавой!) резко, очень сильно и коротко ударить по педали тормоза - нога, выполнившая это действие должна отскочить от педали тормоза "как педали тормоза левой ногой, а правой продолжать нажимать педаль газа. Если все выйдет точно, то передние колеса автомобиля "птичкой перелетят" через канаву, даже если она простирается до центра Земли.
А если посреди Кутузовского проспекта открытый колодец?
Конечно, идеальный вариант - объехать эту "дыру" на дороге.
Обычно такая неровность попадает под одно из колес автомобиля.
Но если нет возможности это сделать, ... то придется "приподнять"
колесо над дорогой! Точно так же, как это делает лыжник, приподнимающий лыжу над снежным провалом. Человек переносит весь свой вес на ту ногу, которая едет по ровной лыжне, другая же в этот момент оказывается в воздухе.
Того же эффекта, но на автомобиле можно добиться, если рывком, очень резко(!) на величину не менее чем 90°, повернуть рулевое колесо в сторону открытого колодца(!), и затем мгновенно(!) вернуть руль в исходное положение. И здесь нет ошибки! Пружина подвески автомобиля, дальней от колодца, полностью сожмется, а пружина подвески, находящейся над колодцем, полностью растянется. И даже если это колесо случайно попадет в открытую ловушку - удар будет значительно ослаблен. Нам это как раз и надо - и подвеска машины цела, и безопасность сохранена.
Ну а привет дорожникам мы передадим, когда встретимся с ними лицом к лицу.
"Лежачий полицейский".
Хочется сразу "снять шляпу" перед инженерами, которые создали современные выпуклые неровности.
Проехать их на скорости свыше 20 км/час может только грузовик, да и то, сильно рискуя сломать себе подвеску.
Дело в том, что бугры эти имеют такую форму и размер, что при движении на скорости свыше 20 км/час, подвеска любого автомобиля попадает в резонансные колебания, которые способны разрушить некоторые элементы подвески любого автомобиля.
И это наверно правильно!
Потому что нет ни одной причины, которая бы оправдала водителя, несущегося мимо школ или детских садов на огромной скорости.
Автор: Алексей Николаевич Колонтай, ведущий тренер, тел. (095)588-73-30
Центр Контраварийной Подготовки Водителей "МастерКласс" (http:/m-class.ru)