Бизнес - идеи и решения, варианты и планы (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Маршрутное такси как бизнес

 

Маршрутное такси как бизнес.


Своя маршрутка.

Наверняка каждый из нас когда-нибудь обращал внимание на количество маршрутных такси, которые сейчас распространены практически во всех крупных городах России, а подчас и на междугородных рейсах. Пенсионеры ругают их за высокие цены и отсутствие льгот, водители, оказывающиеся на дороге рядом с «маршрутками», жалуются на лихую манеру вождения и несоблюдение правил, однако все это не помешало маршрутным такси в некоторых местах серьезно потеснить другой наземный общественный транспорт.

В советские времена маршрутные такси были закреплены за обычными таксомоторными парками и находились в государственной собственности. Во время приватизации маршрутные такси временно выбыли из эксплуатации по простой причине: если обычные таксисты способны работать в одиночку, то для поддержания маршрута необходимо, чтобы на нем было хотя бы пять машин.

Восстановление маршрутного такси также происходило в основном на базе таксомоторных парков. Сейчас можно насчитать очень много мелких и средних фирм, которые занимаются маршрутными такси в Москве - все вместе они занимают около 55% данного рынка, остальные 45% занимает холдинг «Автолайн». О прибыльности этого бизнеса говорит хотя бы тот факт, что «маршруток» сейчас очень много. Только в Москве их насчитывается по разным данным от 5000 до 8000 штук, из них «Автолайну» принадлежит около 2500 машин.

Но что конкретно стоит за созданием подобного бизнеса? Какова его юридическая основа? Насколько велики риски и первоначальные инвестиции? Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы, мы обратились к Павлу Алёничеву - начальнику управления пассажирских перевозок группы «Автолайн», как к представителю наиболее крупной и давно присутствующей на рынке компании.

Выбор автомобилей для маршрутного такси для нашей страны с ее высокими таможенными пошлинами облегчен до предела. Выбирать приходится только среди продукции Горьковского автозавода, которая хотя и уступает иностранным аналогам почти по всем параметрам, но значительно дешевле их.

В настоящее время самый дешевый микроавтобус ГАЗ-322132, оборудованный в соответствии со всеми правилами перевозки пассажиров, стоит около 230 тысяч рублей (для сравнения, 14-местный Ford Trans: стоит в базовой комплектации 28,5 тысячи евро, т. е. примерно миллион рублей). Покупать более дешевую машину, не приспособленную для работы в маршрутном такси, а потом ее самостоятельно переделывать - занятие сомнительное! Особенно это стало проблематично в свете последних скандалов, которые произошли из-за аварий с участием «Газелей», не предназначенных заводом-изготовителем для работы в такси. Сейчас при прохождении техосмотра (а для автобусов это надо делать два раза в год) сотрудники ГИБДД внимательнейшим образом проверят пригодность машины к эксплуатации, так что лучше идти легальным путем.

Необязательно сразу приобретать машину в собственность. Если у вас есть зарегистрированная фирма, лицензия и хотя бы небольшой уставный капитал, то транспортные средства можно взять в лизинг. Это позволяет одновременно снизить первоначальные инвестиции и избежать налога на собственность - его за вас оплатит лизинговая компания.

При среднем сроке лизинга пассажирской «Газели» два года и ее первоначальной стоимости около 230 тысяч рублей ежемесячные расходы на лизинг одной машины составят около 11 000 рублей в месяц, или по 370 рублей в день. Первоначальный взнос обычно  равен  30%  - около  70  тысяч  рублей. Средний срок службы машин составляет 3-4 года. После списания автомобиль можно продать по остаточной стоимости, которая составляет около 20 процентов от первоначальной цены.

Еще один вид расходов, без которого невозможно обойтись при лизинге, - это страховка. В дополнение к стандартной схеме «каско» (5~8% от цены машины или 12-20 тысяч рублей) + ОСАГО (7 709 рублей) придется разориться на страхование пассажиров во время движения, что обходится примерно в 1% от страховой суммы. Итого потребуется от 30 до 40 тысяч рублей в год (в среднем по 100 рублей в день) при страховании здоровья пассажиров и водителя на 1 млн. рублей.

Расходы на топливо, ремонт, обслуживание, мойку и стоянку машин сильно колеблются от ряда обстоятельств, основное из которых это наличие собственного сервиса и стоянки и среднесуточного пробега автомобилей. В среднем по «Автолайну» эта цифра составляет 30 тысяч рублей в месяц, или 1000 рублей в день на одну автомашину. На первый взгляд, эта сумма кажется очень большой, но почти половина ее уходит на топливо - «Газели» не отличаются особой экономичностью - норма расхода топлива 18 л. на 100 км.

Экономия средств на эксплуатацию может быть достигнута, в случае если вы специализируетесь на пригородных маршрутах и парк находится за пределами крупного города, где ниже арендная плата за помещения. Снижаются удельные расходы и с увеличением количества машин. Если у вас большой парк, можно договориться о централизованных поставках бензина и запчастей, что позволит немного сэкономить.

Небольшие компании иногда предпочитают перекладывать расходы на бензин на водителей с соответствующим снижением плана, хотя, на первый взгляд, снижение расходов увеличивает налогооблагаемую базу, так что выгода неочевидна.

Расходы на зарплату водителей обычно очень малы. Начальная ставка 2000 рублей, то есть не более 5000 рублей на одну машину (на двоих водителей). Это распространенная практика, когда официальная зарплата водителей низкая, а основной доход они получают от заработка сверх плана.

Понятно, что такая схема не совсем легальна и провоцирует людей на серьезную переработку (зачастую они находятся на маршруте по 14-16 часов в сутки), но такова суровая российская действительность - кто захочет заканчивать рабочий день по графику, когда за пару вечерних часов можно «срубить» еще 300-500 рублей себе в карман? Даже обязав водителей выдавать каждому пассажиру билеты и введя строгую дисциплину по времени заезда и выезда машин из парка, вряд ли вам удастся победить в людях стремление дополнительно заработать.

Требования к водителям каждый работодатель выдвигает сам, но обязательное условие для всех - это наличие водительских «прав» автобусной категории D. Также желательно, чтобы водитель был человеком исполнительным и ответственным, так как каждый день простоя оборачивается серьезными убытками. Кроме водителей, любой, даже самой маленькой фирме потребуются бухгалтер, кассир, а также медицинский работник, который будет освидетельствовать водителей, и диспетчеры, чтобы осматривать машины перед выездом на маршрут. Можно сэкономить, предложив бухгалтеру совмещать еще и работу кассира, а медицинского работника нанять на полставки, так как его присутствие необходимо лишь несколько часов в день, пока автомобили покидают место стоянки.

Основной источник дохода маршрутного такси - это, разумеется, сборы за проезд. Самый сложный вопрос здесь - примерно высчитать, сколько одна «маршрутка» может зарабатывать за день и какой установить план водителю.

Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности.

Понятно, что, как и при оказании любой другой услуги, при перевозке между клиентом и перевозчиком заключается договор, который чаще всего существует в устной форме, а в документарном виде должен иметь форму билета или квитанции. Очевидно, что, наверное, нигде в мире «извозчицкие» конторы, перевозят они грузы или людей, не соблюдают это правило предельно строго, но совсем без билетов, квитанций и тому подобных бумажных форм обойтись тоже не получится. Как совместить оформление подобных документов с бухгалтерской отчетностью - каждая компания решает по-своему.

Помимо Гражданского кодекса, более детально эту область деятельности регулируют два документа - «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» от 1997 года и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР» от 1987 года. Да, за двенадцать лет существования нового государства заменить все советские нормативные акты так и не успели. Более того, «Временные правила...» на практике не применяются, и весь этот рынок живет по правилам РСФСР

Действуют также «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (последние изменения в документ внесены в 1998 году) и «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» того же 1987 года. Впрочем, такова ситуация с регулированием всех транспортных перевозок - например, только в 2001 году были наконец приняты новые правила для железнодорожного транспорта, а до этого действовали советские нормы аж 1969 «года выпуска».

Все эти правила определяют, как надо осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. Для того, чтобы определить, кто может заниматься такой деятельностью, существуют другие нормативные акты. А именно закон о лицензировании и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Да, на осуществление перевозок необходимо получить государственную лицензию, которую выдает Министерство транспорта РФ. Всего лицензируемых видов деятельности три, всеми тремя могут заниматься как юридические лица, так и частные предприниматели, и на каждый из нижеперечисленных видов надо получать отдельную лицензию:

а) коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензия действует пять лет, при этом на каждый автомобиль, используемый для этой деятельности, выдается специальная карточка, и в случае смены машины или расширения парка необходимо получать дополнительные карточки.

Не стоит забывать также, что в соответствии с новым законом, автомобиль должен быть застрахован по программе гражданской ответственности. Страховые компании позволяют страховать один автомобиль при нескольких водителях, но ставки, в случае если автомобиль будет использоваться в качестве такси, будут выше.

Средний суточный план по всем маршрутам, которые обслуживает «Автолайн», составляет 2200 рублей, однако на некоторых рейсах он достигает почти 4000 руб.

Путей выхода на рынок маршрутных такси два: это освоение нового маршрута или попытка отвоевать «место под солнцем» на уже работающем.

Преимущество последнего варианта в том, что не надо ждать, пока пассажиры привыкнут или узнают о новом маршруте, а убытки от перенасыщения маршрутными такси разделят все перевозчики на маршруте. Однако такое вмешательство в чужой бизнес чревато конфликтами, подчас переходящими в криминальные разборки...

Освоение нового маршрута требует некоторой маркетинговой подготовки и анализа существующих рейсов. Главное здесь - хорошо знать город или его отдельный район, где вы собираетесь работать, и постараться заглянуть в будущее хотя бы на несколько месяцев.

Несмотря на кажущуюся разветвленность маршрутов наземного транспорта, емкость московского рынка маршрутных такси сейчас примерно на 50 процентов больше нынешнего количества машин. То есть к существующему парку «маршруток» можно смело добавить от 2,5 до 4 тысяч машин. Кроме того, сейчас строится очень много нового жилья, и тот район, который еще два года назад казался бесперспективным, сейчас может быть весьма прибыльным.

Также хорошо бы понять предпочтения людей - может быть, к примеру, 5 процентов жителей микрорайона Южное Бутово с большим удовольствием предпочтут ездить на «маршрутке» не до ближайшего метро «Анино», а, например, до станции «Битцевский парк» параллельной Октябрьской линии. Этих пяти процентов вполне хватит для обеспечения работоспособности небольшого парка.

Но надо быть готовым к тому, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств новый маршрут начнет приносить прибыль как минимум через месяц-два - именно столько обычно уходит на привыкание людей к новому маршруту. До этого момента денег, которые будут сдавать водители, едва ли будет хватать на покрытие хотя бы половины расходов.

Вот вроде и все основные аспекты, постараемся подвести некоторые итоги. В среднем один автомобиль привозит в парк около 2200 рублей. Из них вычитаем 1000 руб. на эксплуатацию машины, 470 руб. за лизинг и страхование, около 500 руб. отчисления в фонд заработной платы. Итого остается без учета налогов около 230 рублей в день с каждой машины. Не густо, а если еще и вычесть налоги, которые колеблются от 600 до 7 000 рублей в месяц, причем, как показывает практика, наименьшие сборы получаются именно с малых предприятий, которые владеют тремя-пятью автомашинами, остается совсем мало.

Путей наращивания доходов практически нет, остается только сокращать расходы. Можно попытаться увеличить парк машин, тогда немного сократятся отчисления с каждой машины на постоянные расходы вроде зарплаты диспетчеров и бухгалтера

Впрочем, есть дополнительный источник доходов, практически не требующий предварительных затрат - размещение рекламы на бортах маршрутных такси. В случае с «Автолайном» всеми вопросами рекламы занимается группа компаний «Фарбис», за месяц размещения рекламы на одной машине они берут 360 долларов, из которых около ста уходит непосредственно на изготовление и нанесение рекламы на машину.

Для получения лицензии в местное представительство Министерства транспорта надо представить следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

• наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

• имени, места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

• лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

д) копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;

е) сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом);

ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Никаких других документов для лицензирования не требуется.



Автор: Игорь Сирин
Источник: Бизнес-журнал № 15, 2003

ВНИМАНИЕ!      Все данные и цены действительны на момент написания статьи.

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!




Клиенты ждут Вас!





[ В раздел ]  [ Вверх ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров