Доброго времени суток, друзья. Сегодня я хочу достаточно просто и понятно объяснить очень важные моменты, связанные с моделями бизнеса, поскольку сейчас они применяются повсюду и нужно уметь ими не только пользоваться, но и бравировать.
Начнем с того, что озвученные в заголовке модели бизнеса пришли в нашу страну с Запада. Основаны они на том, что любой бизнес - это продажи, будь то продажи товаров или каких-либо услуг. Соответственно получается так, что при продаже существует как минимум две стороны - та, которая продает и та, которая покупает. На основании этого и были выстроены модели бизнеса, по которым можно не только охарактеризовать те или иные компании, но и разработать под них, например, конкретное программное обеспечение.
Помимо этого еще одной предпосылкой к появлению данных моделей явилось распространение и доступность Интернета. Теперь у каждой компании может быть свое представительство в сети и даже своя площадка, которая так или иначе способна осуществлять электронную коммерцию.
B2B модель.
С английского название этой аббревиатуры переводится как Business to Business, то есть, субъекты, участвующие в сделке - юридические лица. Можно еще сказать, что это продажи товаров или услуг для бизнеса. Как пример могу привести тот род деятельности, которым я когда-то занимался. Мы продавали коагулянт для очистки сточных вод на предприятия химической промышленности, то есть фактически мы, как юридическое лицо реализовывали продукцию другим юридическим лицам. Это и есть сегмент B2B.
В плане интернет-коммерции этот сегмент проявляется в глобальном упрощении отношений, например, между оптовыми и розничными компаниями, поскольку теперь хороших поставщиков товара для своего бизнеса можно найти и в Интернете.
B2C модель.
Если в первом случае мы были юридическим лицом и продавали наши продукты юридическим лицам, то сейчас мы, по-прежнему являясь юридическим лицом, продаем наши товары и услуги физическим лицам. Аббревиатура расшифровывается как Business to Consumer (потребитель). Тут все предельно просто - это любые компании, которые работают для населения, начиная от книжных магазинов, заканчивая парикмахерскими.
В Интернете же данные отношения также вышли на новый уровень, поскольку теперь один фрилансер, например, может быть востребован на всем постсоветском пространстве благодаря порталу freelance.ru, а население может смело заказывать товары с Ozon.Ru, предварительно выбирая подходящий для себя вариант не из скудного ассортимента розничного магазина, а из гигантского выбора Интернет площадки.
B2G модель.
Модели бизнеса, как мы видим, могут быть связаны не только с юридическими и физическими лицами, но даже с государством. И нечего удивляться, ведь B2G = Business to Government (дословно - «государство»). Это сводится к системам государственных закупок, тендерам и прочим бюрократическим проволочкам...
C2C, G2B, C2B модели и другие сочетания.
Помимо трех основных сочетаний встречаются и другие. Но поняв принцип, на котором строятся наиболее часто применяемые модели B2B, B2C, B2G, можно понять и остальные.