Многие из читателей уже так или иначе знакомы с блогами. Но для тех, кто ещё не интересовался этой сферой, дам короткое пояснение.
Если говорить максимально просто, блог – это сайт или раздел сайта, куда автор блога (блоггер) более-менее регулярно помещает какие-то заметки, новости или иные материалы (например, видеозаписи). Эти материалы публикуются в блоге в хронологическом порядке, в виде сплошной «ленты». А читатели могут комментировать эти материалы, обсуждая их как с автором блога, так и между собой.
Впрочем, блоги полезны не только знаменитостям. Предприниматель, директор по маркетингу, работник пресс-службы или менеджер сайта вполне может пользоваться блогом, чтобы делать свою работу или вести свой бизнес эффективнее.
А чем это отличается от ...?
Часто люди, непривычные к блоггингу, пытаются сравнивать блог с другими похожими инструментами. И тогда приходится говорить о различиях.
Чем блог отличается от обычной новостной ленты? Во-первых, новости обычно пишутся обезличенно – а блог, как правило, подаётся от имени конкретного человека, который высказывает своё мнение по тому или иному поводу, делится своими размышлениями и т.п. Во-вторых, обсуждение записей в блоге его читателями не менее, а зачастую и более важно, чем сами записи.
Тогда чем блог отличается от форума? Тем, что форум скорее похож на толпу, где каждый беседует с кем хочет, и до нужного человека порой не докричаться. Блог же скорее напоминает театр одного актёра – сперва внимание всех зрителей приковано к сцене, а потом, в антракте, они могут обсудить увиденное между собой. У блога, в отличие от форума, есть лицо – есть человек, который его ведёт, и который воспринимается всеми читателями как «хозяин площадки».
Зачем мне эта штука
По большому счёту, блог может использоваться как инструмент создания и поддержания интереса либо к Вам как к персоне, либо к фирме или организации, которую Вы представляете, к её продуктам, товарам, акциям и т.п.
Почему я сегодня предлагаю Вам обратить внимание именно на блоги, а не на форумы, ленты новостей, разделы статей, электронные газеты и т.п.? Есть ряд причин:
1. На сегодняшний день блоги – это модно и популярно. А значит, люди охотно читают блоги, охотно комментируют их, ссылаются на них и т.п.
2. Новости и разделы статей люди обычно не читают. Какой сайт, помимо интернет-газет вроде «Ленты.Ру», может похвастаться тем, что люди каждое утро заходят на него, чтобы глянуть, нет ли новостей? А вот если ваш блог попал в сферу интересов читателя, тот будет регулярно заглядывать к Вам, чтобы узнать, что новенького Вы написали.
3. Этому способствуют различные механизмы в Сети, позволяющие следить за понравившимся блогом – «ленты друзей», RSS-ленты и т.п.
4. Вокруг интересных материалов в блоге завязываются дискуссии, люди возвращаются, чтобы прочитать ответы своих собеседников, вовлекают в эти дискуссии своих знакомых – и в результате вокруг вашего блога складывается эдакий клуб общения.
5. Таким образом блог позволяет удержать аудиторию вашего сайта, мотивируя людей возвращаться к блогу снова и снова. Более того, эти люди не просто приходят за новостями, им интересны Вы как человек, им интересна ваша деятельность.
6. Кроме того, блог служит средством оперативной связи с вашей аудиторией – клиентами, потенциальными клиентами, журналистами и т.п. Как показывает практика, новость из блога подхватят быстрее, чем из новостной ленты сайта, и доверия к записи из блога будет больше.
7. Другая сторона той же медали – возможность получить отклик от читателей. Посетители блогов – люди активные, они не ленятся высказать своё мнение, и зачастую их комментарии к вашему блогу дадут Вам больше полезной информации, чем дорогостоящее маркетинговое исследование.
8. Кроме того, посетители блогов гораздо более отзывчивы, чем посетители сайта или читатели электронных газет. Процент отклика гораздо выше.
Например, если в своей электронной газете с 25 тысячами читателей я рассказываю о каком-то приёме продаж и прошу читателей поделиться собственным опытом – обычно я получаю два-три ответа, причём один из них зачастую выглядит так: «Небось, у самого идеи кончились, на нашем горбу хочешь в рай въехать!» А вот в блоге, который читают 3800 человек, на тот же вопрос откликнутся десятки предпринимателей и продавцов, которым будет приятно поделиться своим опытом со мной и друг с другом.
Всё это делает блоги полезным инструментом для общения с вашей целевой аудиторией. Обратите внимание – не для односторонней трансляции информации от Вас, как в случае с сайтом или электронной газетой, а именно для общения.
Какие возможности даёт блог
Для чего может использовать блог предприниматель или фирма?
Вариантов тут несколько.
Во-первых, это может быть канал для публикации своих новостей, статей, советов и т.п. В каком-то смысле это дублирует основной сайт, но в блоге эти материалы, во-первых, будут прочитаны с большей вероятностью и, во-вторых, если у читателей возникнут вопросы, в комментариях к блогу их зададут скорее, чем по электронной почте.
Во-вторых, как уже было сказано, блог может работать как инструмент, удерживающий потенциальных клиентов или партнёров на вашем сайте.
В-третьих, на сегодняшний день это, наверное, самый лучший инструмент для обратной связи – если Вам важно, чтобы люди делились с Вами впечатлениями и задавали вопросы, едва ли сегодня можно придумать что-то лучше блога. Помимо прочего, блоггеру, имеющему лицо и имя, обычно доверяют больше, чем безликой фирме или «редакции сайта», и ведут себя с ним более откровенно.
В-четвёртых, через блог хорошо запускать разного рода акции – игры, конкурсы, раздачи подарков, акции вирусного маркетинга и т.п.
И, наконец, в-пятых, многие блоги позволяют делать часть записей доступными лишь для некоторых категорий читателей, что позволяет проводить на базе своего блога различные курсы, мастер-группы и т.п., не нуждаясь в специальных программах.
Как вести работу над своим блогом
Если Вы хотите, чтобы ваш блог был популярным и пользовался уважением, следуйте нескольким простым принципам:
Публикуйте обновления регулярно. Блог, в котором за год появляются одна-две записи – это не блог, а непонятно что. Старайтесь писать хотя бы раз в неделю, если Вы сильно занятой человек, а лучше – два-три раза в неделю или даже каждый день.
Однако не пишите что попало – лучше реже публиковать толковые материалы, чем часто, но абы что.
Придерживайтесь выбранной Вами темы – пишите о том, что интересно людям, которых Вы хотели бы привлечь в качестве постоянных читателей вашего блога. Секрет большинства популярных блоггеров в том, что они не пишут сегодня о выборах, завтра о кошках, а послезавтра об OS Linux – а стабильно придерживаются выбранной ими темы, будь то Linux или кошки.
Не ленитесь «посыпать плесень хлоркой», если кто-то начинает хулиганить на вашей территории – но и не увлекайтесь наведением порядка, как строгая учительница в классе, если нет особой необходимости.
Публиковать рекламу в своём блоге можно – собственно, создаёте Вы его, в том числе, и ради этого – но надо следить, чтобы её было не слишком много. Если одно рекламное сообщение приходится на 5-7 не рекламных, информативных материалов, это воспринимается нормально. Если же ваша реклама будет в каждом втором сообщении, читатели едва ли будут довольны.