МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 6 августа 2007 г. N 176
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
ГРАЖДАН НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НА ОСНОВАНИИ
ДОГОВОРОВ ПЕРЕДАЧИ В СОБСТВЕННОСТЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений.
Директор
С.В.ВАСИЛЬЕВ
Не нуждается в государственной регистрации.
Письмо Минюста России от 14 декабря 2007 г. N 01/13125-АБ.
Утверждены
Приказом Федеральной
регистрационной службы
от 06.08.2007 N 176
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ПРАВ ГРАЖДАН НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ
НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ ПЕРЕДАЧИ В СОБСТВЕННОСТЬ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений (далее - Рекомендации), разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Правила ведения ЕГРП), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным органам Федеральной регистрационной службы при осуществлении государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений.
К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, применяются также иные нормативные правовые акты, изданные Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
3. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (статья 1 Закона).
Изменения, согласно которым стороной в договоре передачи жилого помещения в собственность может быть гражданин Российской Федерации, были внесены в Закон Федеральным законом от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
4. После вступления в силу Федерального закона от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона).
По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (статья 674 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 677 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре найма жилого помещения должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. При отсутствии в договоре таких указаний вселение этих граждан производится в соответствии с правилами статьи 679 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае если отношения между наймодателем и нанимателем возникли до вступления в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, при проведении правовой экспертизы рекомендуется учитывать следующее.
В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Вселение граждан в жилые помещения до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации осуществлялось нанимателем в порядке, установленном статьей 54 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пунктам 35 - 37 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее - Примерные правила), в домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдавал гражданину ордер по установленной форме (приложение N 4 к Примерным правилам), который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (пункт 47 Примерных правил).
5. Согласно абзацу первому статьи 2 Закона жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
До вступления в силу Федерального закона от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения могли быть переданы в общую совместную собственность совместно проживающих лиц (абзац первый статьи 2 Закона (в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
6. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (абзац первый статьи 7 Закона).
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абзац третий статьи 7 Закона).
7. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации при государственной регистрации прав граждан на передаваемые в установленном Законом порядке жилые помещения производится государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права государственной или муниципальной собственности на соответствующее жилое помещение или права оперативного управления государственного (муниципального) учреждения или хозяйственного ведения государственного (муниципального) унитарного предприятия на соответствующие жилые помещения, составлявшие
ведомственный жилой фонд.
В случае если право государственной или муниципальной собственности на жилое помещение возникло после вступления в силу Закона о регистрации, то согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 Закона о регистрации государственная регистрация права гражданина на жилое помещение, передаваемое в порядке, установленном Законом, осуществляется после государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такое жилое помещение.
8. В целях государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения представляются в том числе следующие документы:
1) в случае, если право государственной или муниципальной собственности или право хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП):
- заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и гражданина о государственной регистрации перехода права государственной или муниципальной собственности на жилое помещение (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации);
- документ, подтверждающий уплату гражданином государственной пошлины за государственную регистрацию права на жилое помещение (пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации);
- договор передачи жилых помещений в собственность (статья 7 Закона);
- план приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (представляется гражданином). Представление указанного плана не требуется, если план соответствующего жилого помещения ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (абзац десятый пункта 1 статьи 17, абзац первый пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации);
- разрешение органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона (представляется гражданином);
2) в случае одновременной государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение и перехода данного права гражданину (гражданам):
- заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 6, пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации);
- документы, подтверждающие возникновение права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение, передаваемое гражданину (гражданам) (например, для жилищного фонда, переданного в муниципальную собственность на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», документом, подтверждающим возникновение до вступления в силу Закона о регистрации права муниципальной собственности, может являться выписка из реестра муниципальной собственности, содержащая информацию, необходимую для государственной регистрации прав) (представляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением);
- заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и гражданина о государственной регистрации перехода права государственной или муниципальной собственности на жилое помещение (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации);
- договор передачи жилых помещений в собственность (статья 7 Закона);
- план приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представление указанного плана не требуется, если план соответствующего жилого помещения ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (абзац десятый пункта 1 статьи 17, абзац первый пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации) (представляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением);
- разрешение органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона (представляется гражданином).
Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа (пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации договор передачи жилых помещений в собственность представляется не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Закона о регистрации на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
В случае если договор передачи жилого помещения в собственность не содержит сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, установленных абзацем первым статьи 2, абзацем вторым статьи 7 и статьей 11 Закона, на государственную регистрацию рекомендуется представлять надлежащим образом заверенные копии:
- договора социального найма жилого помещения, при его отсутствии - ордера на жилое помещение (статья 2 Закона, пункт 47 Примерных правил);
- документов, содержащих сведения об участии всех проживающих (зарегистрированных) в приватизируемом жилом помещении граждан Российской Федерации в приватизации жилого помещения или подтверждающих отказ граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в приватизации, от приватизации такого жилого помещения (статья 2 Закона). При этом, учитывая положения абзаца второго статьи 7 Закона, несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением, включаются в договор передачи жилого помещения в собственность;
- документов, подтверждающих однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в порядке, установленном Законом (статья 11 Закона).
При отсутствии в договоре передачи жилого помещения в собственность сведений, подтверждающих соблюдение условий приватизации жилых помещений, установленных абзацем первым статьи 2, абзацем вторым статьи 7 и статьей 11 Закона, и непредставлении указанных выше копий документов государственный регистратор обязан в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений и в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
9. Срок государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемых на основании договора передачи жилого помещения в собственность, не должен превышать пятнадцати календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав (пункт 41 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 293).
ВНИМАНИЕ! На момент прочтения Вами статьи в законодательстве возможны изменения.
Еще несколько статей из раздела "Вы и закон"