Далеко не все владельцы дисконтных карт толком представляют себе, что это такое. То есть все мы знаем, что благодаря этой полоске пластика мы можем получить скидку в магазинах, салонах, пунктах проката и еще во множестве мест, но на каких условиях все эти заведения предоставляют скидку и на каком основании вдруг отказывают в ней - для большинства из нас остается загадкой.
Получить дисконтную карту не сложно. В каких-то магазинах вам дадут ее сразу после покупки (если вы набрали товара на определенную сумму). В других - продавец на кассе или менеджер в торговом зале предложат вам купить карточку. Наконец, ряд заведений предлагает заполнить некую анкету и получить карточку сразу или в течение нескольких дней. В любом случае следует помнить, что карточка - фактическое свидетельство, подтверждающее заключение договора между продавцом и покупателем.
«Согласно этому договору, одна сторона (продавец) предлагает другой стороне (покупателю) скидки на свои товары или услуги,- считает директор адвокатского бюро Ius Gentium Андрей Филиппов.- При этом покупатель никакой бумаги может и не подписывать. Дело в том, что если он просто возьмет у менеджера торговой сети карточку, это будет означать, что между потребителем и магазином в устной форме заключен договор о дисконтном обслуживании».
Одностороннее торможение
Конечно, Гражданский кодекс не позволяет ни одной из сторон разрывать договор в одностороннем порядке,- то есть (в данном случае) отказывать клиенту в обещанной скидке. Но при одной существенной оговорке: если возможность одностороннего прекращения исполнения обязанностей не описана (или не оговорена) в самом договоре. И вот тут сокрыта самая большая опасность для невнимательных любителей скидок.
Условия, по которым компании предоставляют дисконты, эти компании сами же и придумывают. И при всем разнообразии этих условий - размеры минимальных сумм покупок, при которых скидки предоставляются, время суток, когда они действуют, ассортимент товаров, которые можно купить дешевле - практически все компании оставляют за собой право отменить или изменить всю программу или ее часть в любое время. А это значит, что в любой момент ваша карточка может оказаться недействительной. И поделать с этим уже ничего нельзя: взяв карточку, вы, тем самым, приняли все условия договора. К сожалению, подавляющее большинство дисконтных карт распространяется именно на таких условиях.
Именно пункт правил, позволяющий прекратить обслуживание карточки, и проглядел наш читатель, возмущенный отказом «Техносилы» предоставить ему скидку. Более того, возможно, он и не видел текста договора, а просто взял карточку у продавца или менеджера, пообещавшего ему скидку по ней. Причем, с точки зрения закона этот продавец или менеджер действовали безукоризненно: ведь Гражданский кодекс позволяет заключать договор о предоставлении скидки в устной форме.
«Заключая устный договор, надо помнить, что сотрудник компании, выдающий вам карточку, должен рассказать об условиях предоставления скидки. Минимум того, что он обязан сообщить, чтобы считать договор действительным,- размер скидки. Но если вам не все равно, за что вы платите деньги (в случае, если дисконтная карта платная),- обязательно расспросите продавца и обо всех остальных условиях дисконта: сроке действия карты (большинство дисконтов по срокам строго лимитируемы: полгода, год, три года), ассортименте товаров или услуг, на которые эта скидка распространяется. Помните: если вы согласились получить или купить карточку, ограничившись только информацией о размере скидки, то договор считается заключенным, даже, несмотря на то, что об остальных особенностях дисконта вы не удосужились узнать. Поэтому лучше брать карты тех компаний, которые могут предложить вам условия предоставления скидок в письменном виде»,- разъясняет юрист Андрей Филиппов.
Последнее дисконтное предупреждение
Итак, компания, выдавшая (или продавшая) вам карточку, готова в любой момент отказаться от предоставления скидок по вашей карте. И вы, взяв ее, согласились на это. В тексте договора на дисконтное обслуживание, как правило, есть такая строчка: «Компания оставляет за собой право отменить или изменить всю программу или ее часть в любое время».
В идеале после этого пункта должно следовать обещание, что компания предупредит вас о прекращении действия карты заранее, и вы успеете напоследок воспользоваться ею. Причем предупредить может разными способами: телефонным звонком, письмом, электронной почтой, объявлением в газете или в самом магазине. Но чаще всего в договоре указано, что прекращение дисконтных программ проходит без уведомления клиента.
Конечно, если карта бесплатная или стоит копейки, то это не страшно: ее «обесценивание» будет не столь болезненным. Однако у многих магазинов дисконтные карты не дешевы, а если карта накопительная, то на ней к моменту прекращения ее действия может остаться не одна тысяча рублей. Но если в условиях предоставления скидок предусмотрена возможность их отмены безо всякого предупреждения, то законных способов вернуть себе право на дисконт не существует.
Не потерять клиента
И «Техносила», и другие компании, отменившие скидки по дисконтным картам, прекрасно понимают, что юридически они абсолютно чисты. Осталось только не растерять клиентов после отмены карт. «Карточки у нас действительно отменены, а вот скидки - нет. Просто мы решили предоставлять скидки всем покупателям, а не только владельцам карточек, так что нашим клиентам волноваться не стоит: скидку они получат все равно»,- заверила пресс-секретарь «Техносилы» Карина Черникова.
Пересмотрела свое отношение к клиенту не только «Техносила», но и, например, их прямой конкурент - «Мир». Эта сеть существенно изменила правила дисконтной программы, перестав предоставлять скидки по ряду выданных ранее карт. В головном офисе компании утверждают, что это нормальная практика существования коммерческих предприятий, и отмена ряда карт была обусловлена исследованиями маркетологов, выяснивших, что некоторые виды скидок не пользуются популярностью у клиентов.
При этом покупатели все же могут воспользоваться дисконтом, оформив накопительную карточку после покупки на сумму свыше 6000 руб. Правда, в условиях, на которых «Мир» предоставляет эти карты, сохранился пункт: «Компания оставляет за собой право изменить срок действия карты и правила пользования ею в любой момент, без согласования с пользователями карт».
Источник: http://www.rockefeller.ru
Еще несколько статей из раздела "Вы и закон"