Законы, наши права и обязанности (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Возврат товара в магазин

Как вернуть товар в магазин.

(права потребителя)


Что и в каких случаях можно требовать от магазина и производителя.

Оговоримся сразу: все ниже сказанное не распространяется на товары, купленные с рук. Что касается остальных случаев, то закон «О защите прав потребителей» (дальше будем называть его просто «закон») гарантирует не только ремонт, замену или возврат денег за изначально бракованный товар, но и обмен покупок, если они не подошли по субъективным причинам.

Правда, существует утвержденный правительством довольно внушительный список товаров, которые не обменивают, если они не имеют явного производственного дефекта.

Ниже мы приводим несколько типичных ситуаций.

Вторая свежесть

Придя домой, вы обнаружили, что купленный продукт питания для употребления внутрь никак не годится.

Непригодные для употребления продукты считаются товаром «ненадлежащего качества». А поскольку по закону продавец несет за товар такую же ответственность, что и производитель (статья 19), несвежий продукт вам обязаны заменить или же вернуть деньги.

Ситуация однозначна, когда вы купили просроченный йогурт с обозначенным сроком хранения. Хуже, когда сомнения вызывает качество купленной нарезки - по упаковке в лучшем случае можно судить о дате ее продажи; насколько нормален ее запах и цвет и где она их приобрела - в магазине или у вас дома - остается предметом дискуссии с персоналом торговой точки. Как правило, в нормальных магазинах идут навстречу покупателям и меняют товар - если, конечно, покупатель обратился оперативно, а не пришел с заветренной рыбой спустя три дня.

В спорных случаях - но уже не для возврата денег, а скорее для собственного удовлетворения - покупатель вправе обратиться в районную СЭС: после этого магазин поймет, что куда дешевле ему было бы вернуть клиенту деньги.

Отказал долго жить

Проверенный в магазине фен или пылесос отказался работать намного раньше положенного ему срока.

Если эта незадача случилась в период действия гарантии, то, согласно статье 18, продавец обязан принять у вас «товар ненадлежащего качества» и в случае необходимости провести проверку качества.

Правда, в России ни производители, ни продавцы вовсе не обязаны давать гарантию на свой товар. Согласно статье 5 закона «О защите прав потребителей», они лишь вправе устанавливать гарантийный срок. Однако независимо от наличия гарантии (а также от того, истекла она или нет), согласно п. 5 статьи 19, в течение двух лет продавец несет ответственность за проданный товар. Это означает, что, во-первых, отговорка «вы должны жаловаться изготовителю» не проходит, а во-вторых, за эти два года покупатель вправе потребовать от продавца заменить или отремонтировать товар или возместить убытки.

Если магазин признает проданный товар бракованным, закон предполагает несколько вариантов развития событий. Первое, что делает магазин, согласно статье 18, - ремонтирует товар за свой счет или возмещает расходы за уже сделанный ремонт (для этого не забудьте сохранить документы об оплате). Вас, конечно, могут отправить в сервисный центр, но знайте, что по закону вы вовсе не обязаны ехать туда самостоятельно и имеете право потребовать, чтобы в центр обратился магазин. Потому заявления вроде «в течение первых двух недель после покупки к нам, а потом в сервисный центр» с точки зрения законодательства не имеют под собой никаких оснований.

Два года вы можете тревожить продавца сообщениями о неисправностях приобретенного у него товара и даже потребовать «расторжения договора купли-продажи», то есть возврата уплаченных денег (правда, надо отдавать себе отчет, что сдать сломавшийся через полтора года утюг в магазин и вернуть его стоимость будет очень непросто).

Практика показывает, что магазин, скорее всего, найдет способ убедить вас взять новый товар, а не деньги. На замену или ремонт закон дает «провинившемуся» магазину 20 дней, а на возврат денег - 10 дней.

Статья 18 содержит также немаловажный пункт о том, что продавец обязан возместить убытки, причиненные покупателю «вследствие продажи товара ненадлежащего качества» (если, например, вы испортили платье из-за неработающего регулятора температуры утюга).

Однако возмещение убытков будет проходить, скорее, уже в судебном порядке и после проведения ряда экспертиз.

Руки не из того места

В магазине пытаются доказать, что вы сами виноваты в поломке. Что ж, согласно п. 5 статьи 18 вы можете потребовать, чтобы продавец провел за свой счет экспертизу (вы просто отдаете ему товар под расписку).

Правда, этого права вы лишаетесь по истечении гарантийного срока: придется делать экспертизу самому.

Экспертизу могут проводить специализированные центры (обычно при заводах-изготовителях, различных НИИ, на базе самих компаний). В течение десяти дней после обращения продавец обязан сообщить вам свое решение - либо о возврате денег, либо о замене или ремонте товара, либо об отказе выполнять какое-либо из этих действий. Если результат экспертизы вас не удовлетворил, ремонт вам предлагают делать за свой счет, товар не меняют и деньги возвращать не хотят, с чистой совестью можно начинать судиться.

В судебном порядке будет назначена еще одна экспертиза, которую сначала оплатите вы (в зависимости от типа товара и неполадки она обойдется в сумму от 300 до 3000 руб.). Но если в результате исследования выяснится, что товар сломался без вашей помощи, ответчик (производитель или продавец - смотря кого вы привлечете) возместит расходы и за бракованный товар, и за экспертизу. Если же суд решит, что в поломке виноваты вы, то на вас лягут расходы и за первую экспертизу, проведенную продавцом (производителем).

Если дело зашло далеко, вы можете обратиться за помощью в одну из организаций, защищающих права потребителей (Московский фонд защиты прав потребителей, окружные фонды, коммерческие организации). Там вас проконсультируют (в большинстве фондов первая консультация бесплатна) и даже смогут представлять ваши интересы в суде (в зависимости от дела, юристу придется заплатить от $200 до $1000). Впрочем, если вы выиграете, обидчик возместит эти расходы.

10 лет без права на поломку

Если телевизор сломался через пять лет после покупки, когда истекла и гарантия, и два «ответственных» года продавца, вы по-прежнему можете его вернуть.

В этом случае надо обращаться уже к производителю (его адрес есть в сопровождающих документах, его также можно узнать у продавца). Согласно статье 5 закона, производитель обязан устанавливать срок службы товара, то есть период, в течение которого изготовитель «несет ответственность за существенные неполадки и дает возможность пользоваться товаром» (то есть производить запасные части именно для этой модели).

Если производитель особо не оговорил срок службы, то по закону он автоматически составляет 10 лет. Правда, тут придется приложить заключение экспертизы (сделанное за ваш счет), что товар испортился сам по себе. Тогда производитель должен будет бесплатно сделать ремонт. Если и после ремонта телевизор продолжает ломаться из-за той же неполадки, вам его обязаны заменить. Если товар не заменят в течение 20 дней на аналогичный, а недостаток будет признан неустранимым, покупатель может требовать воз врата уплаченной суммы. Не верите? Смотрите п. 6 статьи 19.

…Но с перламутровыми пуговицами!

Вы купили одежду или обувь, принесли домой - не нравится! Очень удачный с точки зрения закона случай - вещь очень просто поменять, или даже вернуть за нее деньги.

Статья 25 закона гласит, что «обмен непродовольственного товара надлежащего качества (то есть не бракованного) проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной документ, подтверждающий оплату указанного товара». Это значит, что если вещь не подошла по размеру, у вас есть право в течение двух недель (и даже 15 дней, включая день покупки) с момента приобретения принести ее обратно в магазин.

Аргумент для обмена - товар не подошел вам по размеру, фасону, форме, расцветке. Право вернуть без объяснения причин в законе прямо не прописано, но понятно, что никто не мешает поставить перед магазином невыполнимое условие: найти точно такие же туфли на шпильке, только не 38-го размера, а 46-го. Не получается? Придется вернуть деньги. Именно поэтому многие магазины возвращают деньги за одежду и обувь, особо не вникая, что движет покупателем. И этот подход себя оправдывает: человек, памятуя о праве вернуть вещи, не осторожничает и набирает по максимуму, а до возврата часто просто не доходят руки, и оговоренный законом срок заканчивается.

Чтобы операция по обмену или возврату произошла без проблем, не выбрасывайте чеки, не отрезайте ярлычки с одежды и не запачкайте вещь, то есть сохраните товарный вид. Если вы уже в момент покупки не исключаете, что вещь придется сдавать обратно, лучше заплатите наличными, а не пластиковой карточкой: в этом случае для возврата денег нужно будет совершить меньше формальностей.

Наш закон «О защите прав потребителей», который специалисты называют одним из самых строгих в мире, подразумевает, что срок службы одежды и обуви составляет 10 лет, если производитель или продавец не уведомил вас об ином. То есть формально вы можете обратиться к производителю (или его представителю) с просьбой объяснить, на каком основании после девяти лет носки у ваших кроссовок оторвалась подошва. Правда, для начала вам придется с помощью экспертизы доказать, что виновны в этом некачественные материалы, а не беспощадное время.

Главный свидетель

Чек является основным свидетельством вашей правоты при возврате товара. Но не единственным. «Теоретически деньги за бракованный товар должны вернуть и без чека,- говорит председатель правления Конфедерации Обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин.- Согласно Пункту 5 Статьи 18 закона «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако чтобы проблем было меньше, лучше всегда хранить подобные документы».

Адвокат коллегии «Князев и партнеры» Оксана Туманова добавляет, что для надежности надо оставлять все сопутствующие товару документы - инструкцию по эксплуатации, гарантийные талоны и даже упаковку. В крайнем случае, если чек потеряется, по его номеру смогут установить факт покупки.

Если у вас все же нет чека, то, по словам юристов, вы можете привлечь свидетелей, которые подтвердят, что вы купили ненадлежащий товар именно здесь.

Иногда бывает, что магазин сам берет на себя бремя доказательства «географии» покупки. «Если есть гарантийный талон или сертификат со всей необходимой информацией о товаре, чек не имеет значения,- говорит начальник клиентского отдела компании «М.ВИДЕО» Юрий Ерпылев.- Но совсем без документов выяснить место покупки проблематично».

Право на инструкцию

Согласно Статье 12 закона, покупатель имеет право на полную информацию о вещи, которую покупает, в том числе о ее использовании. Это значит, что у каждого товара должна быть инструкция по применению на русском языке, на одежде - бирка со сведениями по уходу, на продуктах - информация об употреблении и хранении.

Это положение дает покупателю некоторые выгоды. Если он постирал пиджак без бирки, информирующей о том, что вещь подлежит только сухой чистке, и пиджак потерял форму, то виноват в этом магазин - он должен поменять товар или вернуть деньги.

Без возврата

6 февраля 2002 года правительство РФ утвердило «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Лишь некоторые магазины идут навстречу покупателям и принимают обратно товары, перечисленные ниже.

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты.

2. Предметы личной гигиены.

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция; строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж.

5. Швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные).

6. Контактирующие с пищевыми продуктами изделия (включая изготовленные из полимеров) и материалы, в том числе для разового использования.

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебель бытовая.

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания.



Источник данной информации мне неизвестен. Если Вы знаете автора статьи или сами им являетесь - прошу Вас связаться со мной через страницу "Контакты".

ВНИМАНИЕ!      На момент прочтения Вами статьи в законодательстве возможны изменения.

Оставьте свой комментарий к статье!


Еще несколько статей из раздела "Вы и закон"

Какая цена товара правильная. Как вернуть товар при отсутствии чека. Как уберечь свою квартиру от продажи. Как уменьшить срок наказания. Возврат кредита - как избежать суда.


Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:







[ В раздел ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2025 by Геннадий Нестеров