Вы покидаете магазин самообслуживания. На выходе срабатывает рамка металлоискателя. Охранник просит вас показать содержимое сумки. Не стоит пугаться. Даже в этой ситуации покупатель вправе ответить вежливым отказом. По крайней мере, если вы точно знаете, что чужого не брали, закон на вашей стороне. Просто большинство из нас не знает и десятой части своих прав при общении с магазинной охраной.
Естественно, этот текст обращен не к ворам, а к миллионам жителей города, которые время от времени сталкиваются с довольно унизительными просьбами, а иногда и категоричными требованиями охраны «показать сумку», «предъявить чек» на товар и уж тем более «пройти с нами для выяснения».
Как выяснил ИП, работающий в магазине сотрудник службы безопасности обратиться к вам с такими предложениями имеет право, но стоит ли идти ему навстречу - решать лично вам. Выполнять его указания вы не обязаны. Это следует из российских законов и московских подзаконных актов.
Со своим лицом
Уйти из магазина с чувством собственного достоинства и сохранить лицо в споре с охраной не так сложно.
«С юридической точки зрения, просьба секьюрити показать ваши личные вещи равносильна вопросу: «Который час?», заданному случайным прохожим. Вы можете ответить на обращение, но имеете и полное право его проигнорировать»,- поделился с ИП своим мнением адвокат Михаил Бурмистров. По закону, говорит адвокат, сотрудник службы охраны не имеет полномочий досматривать ваши вещи. Это - прерогатива исключительно сотрудников полиции. Так что охранник, если конечно у него нет при себе корочки сотрудника МВД, лишнего бланка протокола досмотра и двух понятых, не может копаться в ваших вещах.
Впрочем, определенными полномочиями магазинные секьюрити все же наделены. Так, заподозрив вас в краже, охранники могут позвонить по телефону 02 или в местное отделение полиции и сообщить о свершившемся, на их взгляд, преступлении. При этом ни один закон не обязывает вас дожидаться полицейских у кассовой стойки. Если вы уверены в несправедливости обвинения, вы вправе оставить негодующего охранника наедине с самим собой и с чистой совестью покинуть магазин. Максимум, что в состоянии сделать охранник в данной ситуации, не преступая закона,- выйти из магазина вслед за вами, настойчиво предлагая дождаться полиции и периодически информируя службу 02 о ваших перемещениях.
Теоретическую правоту наших рассуждений подтвердил ИП начальник отдела экспертизы холдинга предприятий безопасности «Шериф» Дмитрий Кузьмин. Однако он упомянул один исключительный случай, несколько меняющий картину отношений между подозреваемым в воровстве покупателем и охраной.
«Законом о частной детективной и охранной деятельности предусмотрено задержание гражданина, совершившего посягательство на чужую собственность»,- заявил ИП господин Кузьмин. Ключевое слово в данном случае – «совершившего». То есть, остановить вас силой охранник может только лишь в том случае, если он наблюдал своими глазами (или глазами видеокамеры), как вы умыкаете с полки упаковку батареек или прячете в карман жвачку.
Сразу после этого он обязан позвонить в полицию, дождаться вместе с вами ее приезда и передать вас в руки правоохранительных органов. Решать вопрос «своими силами» охранники не могут.
«Если вы совершили преступление или правонарушение, разбираться с этим обязана милиция, а не частное коммерческое предприятие,- пояснил ИП адвокат Бурмистров.- Так что если охрана не вызвала полицию и продолжает задерживать вас, это можно квалифицировать как незаконное лишение свободы - деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность».
Со своей банкой
Руководитель управления по соблюдению правил работы розничных предприятий Мосторгинспекции Виталий Андреев согласен с юристами. «Без документального доказательства кражи любое обвинение беспочвенно,- говорит он.- Причем доказательство - забота супермаркета».
К примеру, у покупателя нашли банку газировки. Он утверждает, что купил ее в палатке полчаса назад. Магазин должен провести расследование: проверить по штрих-коду, какой напиток - из той же партии или нет - у них в продаже. Причем даже совпадение не является доказательством факта воровства. При этом запретить вам проход в магазин со своими продуктами никто не вправе.
Правда, согласно «Методическим указаниям по организации и осуществлению розничной торговли в Москве», принятым в 2003 году Департаментом потребительского рынка и услуг правительства Москвы, посетитель перед проходом в торговый зал обязан поставить в известность работников магазина, что у него есть товары, аналогичные ассортименту супермаркета, но приобретенные в другом магазине. Предупредить, и пройти со своей банкой, пачкой, упаковкой в зал. Похожие «методические указания» действуют и в других регионах. Но это право - мелочь по сравнению с другим, о котором москвичи даже не догадываются.
Со своим чемоданом
Согласно все тем же «Методическим указаниям по организации и осуществлению розничной торговли в Москве» - запомните это название, оно может пригодиться - вы имеет право не сдавать личные вещи при входе в магазин в камеру хранения. Формально, даже если идете с чемоданом. И посетители московских магазинов об этом праве ничего не знают. Иначе чем объяснить, что в Мосторгинспекции по этому поводу не было ни одной жалобы.
«Правда, механизма наказания магазинов за ущемление права потребителя пройти с личными вещами в торговый зал не разработано. Но если будут жалобы, он может и появиться»,- считает один из руководителей Мосторгинспекции Виталий Андреев. Несколько непонятна при этом - с точки зрения закона - практика запаивать сумки при входе в полиэтиленовые пакеты, как это делают, например, в «Рамсторе». С одной стороны, вещи остаются при вас, с другой - доступ к ним ограничен. Несомненно одно: вы в любой момент можете нарушить целостность упаковки и воспользоваться своей собственностью. А о том, имеет ли право охранник на выходе покопаться в ваших вещах на основании своих личных подозрений, мы уже написали.
Любому здравомыслящему покупателю понятно, что в некоторых ситуациях - когда охрана особо настаивает, чтобы вы оставили сумку в ячейке - проще выполнить требование, чем тратить время и что-то доказывать человеку в форме, отвечающему на все ваши доводы тупо заученной фразой «ничего не знаю, не я правила придумал». Оставьте вещи в камере хранения. Кстати, табличка «Администрация за оставленные вещи ответственности не несет» в действительности ничего не значит. По статье 13.12 «Методических указаний...», согласно Гражданскому кодексу, на который эти указания ссылаются, магазин обязан обеспечить сохранность ваших вещей.
К сожалению, дел, когда покупателю удалось компенсировать через суд стоимость пропавшего в магазине имущества, не смогли припомнить ни в одном из столичных объединений, занятых защитой прав потребителей.
К ним просто никто не обращался.
Как отстоять свои права
Если охранник в магазине превысил свои полномочия, вы имеете право написать заявление на имя начальника Отдела Внутренних Дел по месту регистрации охранного предприятия. Оттуда жалоба пересылается в лицензионно-разрешительную службу, где была выдана лицензия на деятельность этого частного охранного предприятия.
Но для составления жалобы необходимо знать имя обидчика. Сам охранник не обязан называть вам свои имя и фамилию. Но при этом, согласно распоряжению премьера Правительства Москвы «О мерах по усилению контроля за деятельностью частных детективных и охранных предприятий» N >497-РП от 31 мая 1995 г., охранник обязан носить на форменной одежде «служебное удостоверение с указанием места работы». В том случае, если сотрудник охраны является работником магазина, то он, тем более, должен иметь идентификационный бэдж.
Ваша жалоба в полицию на сотрудника службы безопасности может стать поводом для проведения внеплановой проверки предприятия со стороны контролирующих органов.
Усилить эффект, особенно в том случае, если был нарушен один из пунктов упомянутых «Методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве», можно обращением в Мосторгинспекцию. в этом случае неприятности ждут администрацию магазина. Наконец, с самыми грубыми нарушениями со стороны секьюрити стоит обращаться напрямую в прокуратуру: только она может найти признаки уголовного дела.
Попробуй, обыщи
В США при входе в супермаркет покупателей не обязывают сдавать вещи в камеру хранения. Кроме того, у вас никогда не проверят вещи ни при входе, ни при выходе. Иногда могут попросить сдать рюкзак или большую сумку, но делать это не обязательно: все равно пропустят. Присутствие охраны в американских супермаркетах почти не ощущается. В сети супермаркетов Target вообще появился сервис «касса без кассира»: покупатель сам по очереди подносит товары из своей корзинки к устройству, считывающему штрихкод, а в конце оплачивает покупку кредитной картой. Даже в Mall of America в Миннесоте - крупнейшем торговом центре США - в большинстве случаев, войдя в торговый зал, можно заметить множество камер, но не увидеть ни одного охранника.
Русские эмигранты быстро придумали способ зарабатывать деньги, используя видеокамеры в торговых залах. Прямо перед камерой мошенники воруют товар со стеллажа так, чтобы это заметила охрана, а затем украденные вещи незаметно сбрасываются в укромном месте. На выходе «вора» задерживает охрана и обыскивает его. Естественно, никакой кражи не фиксируется, после чего мошенники заявляют о нанесенном им моральном ущербе и требуют «компенсации». Небольшой - примерно $50-100.
Задержать человека и обвинить его в воровстве можно только в том случае, если сам охранник видел, как это произошло, и есть другие свидетели, готовые дать показания. Однако кража не означает, что вор обязательно попадет в полицию. Решение о жалобе властям принимается старшим охранной смены. В зависимости от суммы кражи и времени, которое понадобится на разбирательство в суде, он решает, сдавать вора в полицию или нет.
В Израиле - другая крайность: охранник супермаркета имеет право обыскать вас еще при входе в магазин. Здесь основной акцент делается на обеспечение безопасности покупателей и противодействии терактам. В крупные торговые центры можно войти только через рамку металлоискателя; если вы вызвали подозрение у охранника, вам придется предоставить на досмотр и ваши вещи.
Бдительность охраны приносит плоды: уже не раз секьюрити предотвращали трагедию. К примеру, в прошлом году в городе Афула выходец из России, 23-летний охранник Кирилл Шрамко ценой своей жизни спас три тысячи человек, не допустив в магазин террористку-смертницу. Ряд крупных московских магазинов также ставит перед службой безопасности задачу защиты от терактов, что, впрочем, требует определенных вложений.