Как часто вы возвращались домой с «облегченным» килограммом картошки или наоборот - не с запланированными 200 граммами сыра, а с почти 400, естественно, не бесплатно, а за ваши же деньги? И, скорее всего, дело здесь не в вашей рассеянности и невнимательности, а в недобросовестности продавцов, годами сложившейся политике по «надувательству» и «облапошиванию» доверчивых граждан.
Всю разнообразную палитру торгового обмана, уловок и ухищрений условно можно разделить на физический и психологический способы. Конечно же, нельзя сказать, что все люди за прилавком - прирожденные «кидалы», но всё же мы попробуем предупредить читателей о наиболее частых и не всегда честных способах «обработки» покупателей.
Физический
- Способов физического обмана потребителей за многовековой опыт в торговом деле насчитывается несметное количество. Самый примитивный – обвес покупателя – может осуществляться как с помощью «заряженных» весов или облегченных гирь, так и за счёт подкладки на чаши весов «куколок» из камешков и монеток, увлажнения сахара, взвешивания замороженных окорочков вместе со льдом и палок колбасы вместе с железными хвостиками.
Обращаем внимание, что на весовой товар поставщики всегда делают скидку на усушку, утруску, бой, обрезку и тому подобное. Продавцы же пытаются любым способом «наварить» на незнании простых обывателей.
- Ситуация, когда вместо заказанных 250 граммов «Докторской» продавец широким жестом отрезаем вам все 400 и невинным голосом спрашивает: «Ой, тут чуть больше вышло, оставить?» тоже можно отнести к мошенничеству. Ведь практически любой человек в силу своей скромности не будет настаивать на фигурном «отпиливании» лишних граммов, а заплатит за ненужные ему 150 граммов колбасы.
Не стоит стесняться, требуйте другой кусок нужного вам веса. В конце концов – клиент всегда прав!
- Уловки продавцов для создания привлекательного вида товара зачастую оборачиваются для потребителя в лучшем случае несварением желудка. Раскроем маленькие секреты: старая, сморщенная и засушенная копченая колбаса становится «свежей», аппетитной и блестящей после ночного вымачивания в ведре с водой и дальнейшей обработки подсолнечным маслом. А курица гриль, покрытая блестящей острой корочкой, скорее всего до этого долгое время лежала на витрине магазина и уже начала портиться.
Здесь можно посоветовать только одно: старайтесь покупать товар в проверенных магазинах, которым вы доверяете, обязательно проверяйте сроки хранения и реализации.
- В супермаркетах часто можно увидеть ценники, залепленные сверху такими же, но с более поздней датой упаковки. Нередко, покупая фрукты в лотках под пленкой, при вскрытии обнаруживаешь подпорченную «изнаночную» сторону продукта, а у аналогично упакованного привлекательного куска мяса – невидимые сверху жир и жилы. Случается, что цены на ценниках не совпадают с введёнными в компьютер. Отговорка «Только изменились цены, не успели поменять» практически всегда срабатывает, и покупатель оплачивает товар по завышенной цене.
Советуем всегда забирать с собой и сохранять магазинный чек до тех пор, пока дома вы не убедитесь в качестве купленных продуктов. Если вас что-либо смущает или не нравится – смело сдавайте товар в магазин и требуйте возврата денег.
Психологический
Рыночные отношения не стоят на месте, поэтому и способы манипулирования человеческим сознанием уже вышли на научный уровень. И если в «физическом» варианте торгового обмана вы смело можете обратиться за помощью в Роспотребнадзор, то в случае психологической обработки остается только всегда быть начеку.
- В магазинах и супермаркетах всё чаще используются знания специалиста по мерчендайзингу. Именно он отвечает за выкладку товаров на полках и витринах. Поэтому самые дорогие и привлекательные товары всегда будут находиться на уровне ваших глаз, чтобы их легче было увидеть и соответственно купить. А аналогичные, но более дешёвые продукты, всегда будут пылиться в самых нижних или недостижимо верхних отделах, чтобы ваш взгляд не мог на них остановиться. Тоже касается и продуктов с заканчивающимся сроком хранения – они всегда будут на переднем плане, тогда как более свежие – в самом дальнем углу.
Не ленитесь производить «раскопки» на полках со скоропортящимися продуктами – более свежие будут практически в зоне недосягаемости. Внимательно осматривайте верхние и нижние стеллажи – скорее всего, нужный вам дешевый продукт находится именно там.
- Вспомните, как «цепляется» взгляд за перечеркнутую цену на ценнике, где рядом стоит цифра намного меньше? «Только сегодня весенние скидки! Не 500 рублей, как вчера, а всего лишь 400!» – ну как не купить такой «выгодный» товар. На самом деле – это обычная игра на человеческом желании хоть что-нибудь да взять «на халяву». Но, как известно, бесплатный сыр – только в мышеловке.
Скорее всего, завышенная и перечеркнутая цена было просто «взята с потолка», как приманка. Или, что еще хуже, многие действительно покупали эту сковородку, миксер или клавиатуру за придуманную цену в 500 руб., а теперь цену скинули до реальной, всё равно оставаясь в прибыли.
- Еще одна манипуляция с цифрами – это цены вроде 199,99 руб. Всем понятно, что это 200 рублей всего лишь без 1 копейки. Но так устроен человеческий мозг, что мы сначала визуально воспринимаем информацию, а потом уже логически ее обрабатываем. Вот и получается, что покупатель видит только первые цифры и на подсознательном уровне делает вывод, что предлагаемый товар действительно дешевле.
Заметив подобную заманчивую цену, немного сконцентрируйтесь – и вы поймёте, сколько на самом деле стоит рекламируемый товар.