Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Как бороться с ямами и люками на дороге

Ямы и люки на дороге.

(как с ними бороться)


И.Ш.: Добрый вечер. У микрофона Иван Шилко. И как всегда в это время, мы собираем Водительский комитет. В студии председатель комитета по защите прав автолюбителей Георгий Бадьин.

Г. Бадьин: Добрый вечер, уважаемые коллеги.

И. Ш.: И водитель Евгений Вейс.

Е. В.: Здравствуйте.

И. Ш.: Как известно, наши дороги, по которым нам приходится ездить, оставляют желать много лучшего: ямы, выбоины, открытые люки. Вот именно об этом мы сегодня и поговорим.  Есть ли какие-нибудь нормативы, которые определяют, вот как должна выглядеть дорога, что она должна представлять собой?

Г. Бадьин: К автомобильным дорогам и улицам существуют требования, к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования изложены в государственном стандарте Российской Федерации, номер 50-597, 1993 года.

И. Ш.: И что же там сказано?

Г. Бадьин: Что предельно допустимые размеры выбоин, просадок и ям, или кочек, наоборот, не должны превышать по длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см. Если хотя бы один из этих размеров превышает, то уже яма, неровность или просадка на дороге считается не соответствующей госту, и должна быть заделана. Люки смотровых колодцев должны выступать или быть провалены от покрытия не более, чем на 2 см. Головки трамвайных рельс также не должны отклоняться более чем за 2 см. А устранение этих недостатков, то есть трамвайных рельс, люков, колодцев, следует осуществлять в течение суток, не более, с момента их обнаружения.

И. Ш.: Это для тех неровностей, которые выходят за обозначенные пределы?

Г. Бадьин: Это для рельс и для крышек люков. Кроме того, разрушенные крышки и решётки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками.

И. Ш.: А именно вставленным в них каким-нибудь поленом?

Г. Бадьин: Как это обычно бывает. Их замена должна быть проведена в течение не более трёх часов. Ещё скажу, что, зачастую, дорожные знаки бывают повреждённые, это никакого отношения к ямам не имеет, но, тем не менее, в ГОСТе изложено. Так вот эти дорожные знаки, их замену или восстановление, нужно осуществлять в течение суток с момента обнаружения. Знаков приоритета: главная дорога, второстепенная дорога – не более суток.

И. Ш.: Кто же должен за этим следить – за состоянием дорог? Служба благоустройства?

Г. Бадьин: Так, Иван, давайте пойдём несколько другим путём. Давайте поговорим о том, что делать водителю, как вы сказали, если ему не посчастливилось влететь в открытый люк или в яму.

И. Ш.: Давайте так.

Г. Бадьин: Во-первых, если водитель влетел в открытый люк или в яму, то размер ямы должен не соответствовать ГОСТам – превышать те размеры, о которых я говорил. По длине 15 см., по ширине 60 см., и глубине 5 см. Должен быть нарушен хотя бы один из этих размеров.

И. Ш.: А если размеры ямы совпадают, то есть попадают в указанные пределы, то, водитель сам виноват?

Г. Бадьин: Если размеры ямы меньше, то считается, что дорога соответствует предъявленным требованиям ГОСТа. Если водитель попал в такую яму, и автомобиль получил повреждения, это считается обыкновенным дорожно-транспортным происшествием. И действия водителя должны быть такие же, как описано в правилах дорожного движения при попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие. Вот вы, Евгений, что вы делали после того, как ваш автомобиль получил повреждения?

Е. В.: Я сразу же позвонил в районе отделение дорожной автоинспекции…

Г. Бадьин: Стоп, вы остановились прямо застрявши в колодце?

Е. В.: Нет, я успел из него выехать.

Г. Бадьин: Выехали и остановились прямо посреди дороги или отъехали чуть в сторону?

Е. В.: Нет, сразу же после того, как я заметил, что моя машина получила повреждения в результате наезда на этот люк, через метр остановился, то есть это нормально, по-моему.

Г. Бадьин: Ага, остановились и позвонили.

Е. В.: В отделение дорожной автоинспекции.

Г. Бадьин: Что вам там ответили?

Е. В.: Меня попросили составить схему и самостоятельно добраться до отделения, адрес конкретно не помню.

Г. Бадьин: Значит, вы схему составили и приехали?

Е. В: Да, приехал, но, впоследствии я узнал, что необходимо было вызвать на место ещё и организацию, обслуживающую этот участок дороги.

Г. Бадьин: Так, это вам сказали, объяснили где?

Е. В.: Это мне объяснил дежурный, когда я звонил по телефону доверия. Потому что у меня отказывались принимать заявление, моё объяснение по факту данного ДТП в районном отделении ГИБДД.

Г. Бадьин: А вот в начале, когда вы первый раз позвонили в районное отделение ГИБДД, вам ничего не говорили про это?

Е. В: Нет.

Г. Бадьин: Вам просто объяснили: попал в колодец – составляй схему и приезжай к нам?

Е. В.: Да, конечно.

Г. Бадьин: Когда же вы приехали, то вам сказали «Идите, гуляйте, так как вы не пригласили».

Е. В.: Нет, они не сказала «Идите, гуляйте», они попросили в объяснении явно указать, что причиной ДТП была моя вина, что я невнимательно вёл себя на дороге, и, в общем-то, по собственной вине получил повреждения автомобиля.

Г. Бадьин: То есть требовали от вас, чтобы написали, что вы в это время считали ворон?

Е. В.: Смотрел по сторонам, а не на дорогу.

Г. Бадьин: И причиной ДТП стала моя собственная невнимательность?

Е В.: Примерно так. И наотрез отказывались регистрировать без таких вот слов.

И. Ш.: Ну ладно, хоть по злому умыслу не предложили написать. Что специально заехал в люк. И то вперёд.

Г. Бадьин: Не помните фамилии инспекторов, которые это оформляли?

Е. В.: Нет, не помню.

Г. Бадьин: Ну ладно. И как долго проходило у вас оформление?

Е. В.: Порядка пяти часов, причем вот за это время порядка четырех инспекторов оформили, по-моему, три ДТП.

Г. Бадьин: Три ДТП…

Е. В.: Да, и до тех пор, пока я не начал активно звонить по телефону доверия, службе собственной безопасности и вам, чтобы проконсультироваться, ничего не двигалось.

Г. Бадьин: То есть они просто отказывались принять это заявление, пока вы не напишите нужные им слова?

Е. В.: Да-да. Причём инспектор отказывался называть свою фамилию, когда я разговаривал с дежурным по телефону доверия ГИБДД.

Г. Б: Трубку тоже отказывался взять?

Г. Бадьин: Да, отказывался брать трубку, называть свою фамилию и вообще как-то комментировать свои действия, дать письменный отказ в приёме заявления. То есть вёл себя неподобающим образом.

Г. Б: В итоге вы настояли на своём?

Е. В.: Насколько я понял, дежурный дозвонился до начальника отделения. Его не было в этот момент на работе, потому что было уже порядка девяти часов вечера, по-моему, и в это время мне удалось зарегистрировать, а в люк я попал полтретьего.

Г. Бадьин: То есть это семь часов, а не пять.

Е. В.: Ну, в ГАИ я провёл пять часов.

Г. Бадьин: То есть дежурному инспектору удалось дозвониться до начальника отделения, и тот дал добро: «Ладно, примите у этого настырного заявление».

Е. В.: Насколько я понял, да.

Г. Бадьин: Иначе очень сложно. Так, и в итоге заявление у вас приняли?

Е. В.: Да, приняли. Я получил справку о полученных повреждениях.

Г. Бадьин: Так, и дальше ваши действия?

И. Ш.: А что с этой справкой потом?

Е. В.: Насколько я понял, что, вот если бы существовал акт осмотра места происшествия обслуживающей организации, тогда можно было бы подать в суд на возмещение ущерба, полученного моим автомобилем.

Г. Бадьин: Это вам кто объяснил?

Е. В.: По телефону доверия дежурный.

И. Ш.: То есть в таком случае обязательно надо вызывать представителей данной обслуживающей организации?

Е. В.: Конечно.

Г. Бадьин: Так, и, в итоге, вы получили документы по оформлению ДТП, и теперь они хранятся у вас в домашнем архиве, и потом будете показывать внукам и рассказывать, как провели пять часов в ГИБДД?

Е. В.: Да, они невостребованные оказались.

Г. Бадьин: А на этого инспектора вы потом куда-нибудь будете жаловаться?

Е. В.: Ну, вообще есть такое желание. Может быть с вашей помощью.

Г. Бадьин: Месяца полтора назад редакция «Комсомольской правды» проводила открытую линию с начальником отдела пропаганды областной ГИБДД, полковником Анисимовым. Я звонил ему по прямой линии и задал вопрос: «Что делать водителю, когда его ДТП оформляется очень долго?». Его профессиональная рекомендация была следующая: что нужно идти к командиру взвода, к начальнику отделения ГИБДД и жаловаться на этих инспекторов. А если их нет на месте, то нужно звонить по телефону доверия. И, в конце концов, если они будут звонить вам, то вы звоните мне по моему личному телефону, и я буду порядок наводить. Насколько я понял, все ваши звонки по телефону доверия помогли оформить ДТП лишь в течение пяти часов. Хотя, без звонков это наверное растянулось бы на пять суток.

Е. В.: Да скорее всего просто отказали бы.

Г. Бадьин: Теперь я могу сказать вам, что тот инспектор, который разговаривал с вами по телефону доверия, он вас просто-напросто обманул. Итак, водитель, попавший в яму, должен оформить схему ДТП, позвонить в ГИБДД, наверняка получить от них, «что оформляйте схему и приезжайте к нам».

Однако, первое, что должен постараться сделать водитель – это найти свидетелей, которые видели, как он в эту яму попал. Зафиксировать их. Пусть это хоть будет продавец киоска, либо водитель сзади идущего автомобиля, или пешеход, - нужно зафиксировать их фамилии, телефоны, ну, или хотя бы просто номер автомобиля.  

С этими свидетелями лучше вместе составить схему, и попросить подписать их эту схему. На схеме очень важно указать размеры этой ямы, в которую вы угодили. И расстояние, в котором находится эта яма от края, от бордюра дороги. В принципе, будет достаточно хорошо указать напротив какого дома, напротив какого киоска, и как можно точнее привязать яму к дороге. Самое отличное, если у вас с собой окажется фотоаппарат, и вы сфотографируете эту яму, крупно, чтобы было видно её размеры, положив туда какой-нибудь предмет вроде зажигалки, а ещё лучше линеечки с велениями.

И. Ш.: Для масштаба?

Г. Бадьин: Издалека, чтобы было видно, как эта яма привязана территориально к какому-либо дому, перекрёстку, киоску и так далее. Дальше с этими материалами нужно ехать в ГИБДД. В ГИБДД в объяснениях очень важно писать таким образом, чтобы было ясно, что водитель не имел технической возможности избежать наезда на яму. Либо яма была в луже, то есть вся покрыта водой, и водитель не имел возможности её увидеть. Тем самым, водитель, двигаясь со скоростью 20 км/ч, в эту яму-лужу мог провалиться, получить повреждения, либо, перед водителем ехал какой-нибудь крупногабаритный транспорт, например, троллейбус, который пропустил эту яму меж колёс, а водитель был зажат потоками с двух сторон и не имел возможности отвернуть от ямы, а экстренное торможение не позволило избежать наезда. Потому что иначе в дорожных правилах есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, позволяющей избежать дорожно-транспортное происшествие, а при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить, он должен предпринять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки.

Так вот это «в состоянии обнаружить» - как раз и нужно, чтобы из объяснений было ясно, что водитель не имел возможности обнаружить препятствие и своевременно снизить скорость. А когда он его обнаружил, то снижение скорости – экстренное торможение – не позволило ему избежать попадания в эту яму.

И. Ш.: То есть всё-таки представителей дорожных организаций вызывать на место происшествия не надо?

Г. Бадьин: Я не знаю ни одного нормативного акта, ни одного требования закона, чтобы при этом присутствовали представители дорожных служб или там, эксплуатирующей организации колодцев, трамвайных рельсов и тому подобное.

И. Ш.: То есть в случае Евгения это была самодеятельность ГИБДД?

Г. Бадьин: Либо это была гнусная провокация со стороны дежурного инспектора, или он так сказал, из-за своей правовой неграмотности. Не делая чести ни в первом, ни во втором случае.  В объяснениях надо записать свидетелей, которых вы заблаговременно успели записать на месте ДТП. Скажем, это абсолютно те же действия, которые надо производить водителю и при обычном ДТП. Если инспектор будет отказываться принять объяснение, если он будет затягивать оформление ДТП, если оформление будет продолжаться более одного часа, то следует воспользоваться рекомендацией полковника Анисимова и обратиться к командиру взвода или к начальнику отделения ГИБДД, либо позвонить в службу собственной безопасности, гор. ГИБДД, обл. ГИБДД. Итак, после того, как вы оформили ДТП в ГИБДД, вам нужно определить: какая дорожная или эксплуатационная служба несёт ответственность за состояние данного участка дороги, либо за данный канализационный люк.

И. Ш.: А где это можно сделать?

Г. Бадьин: Это можно сделать там же в ГИБДД. В ГИБДД есть такая должность, типа там «Инспектор организации дорожного движения», сокращённо она раньше называлась ДИОДД, с двумя «Д». У него чаще всего отдельный кабинет с отдельной вывеской, и побеседовать с ним. Сказать: «Вот, у меня такая проблема, я здесь попал в ДТП, какая дорожная служба несёт ответственность за данный участок дороги?». Ну, на моей памяти, скажем, впервые отношение сотрудников ГИБДД было столь отрицательным, как нам поведал Евгений в данном ДТП, обычно этот инспектор довольно лояльно относится к просьбам водителей, помогает найти виновников, сообщает адреса, телефоны, и далее нужно прийти в эту службу и сказать, что: «Вот, господа такие-то, вот там у меня была яма, у меня оформлен документ, я в неё влетел, у меня такой-то ущерб, который я оцениваю на глаз на столько-то.

Или: мы договариваемся мирно, и вы сегодня завтра мне этот ущерб возмещаете, или большую часть его, или я иду официальным путём, то есть мы делаем оценку этого ущерба, и вам ещё придётся платить за оценку ущерба, я обращаюсь с исковым заявлением в суд, и вы оплачиваете юридическую помощь дополнительно к этому ущербу, ещё пять-десять рублей, которые я выложу на адвоката, то есть вам это зачем?».

Если ущерб небольшой, ну, там, пробитое колесо или погнутый колесный диск и так далее, что исчисляется, скажем, десятью тысячами рублей, не исключено, что руководители дорожной службы пойдут навстречу водителю и, в таком случае, можно будет договориться.

Е. В.: А как в данном случае фиксируется факт урегулирования этого вопроса?

Г. Бадьин: Я думаю, что, может, какой-нибудь распиской, не знаю. Как вы понимаете, метод это не совсем правовой и не совсем законный, а законный метод – это как раз узнать ту дорожную службу, назначить время проведения оценки, пригласить руководителя дорожной службы телеграммой за трое суток, вместе провести оценку, затем калькуляция и оценка стоимости ущерба, а после этого ещё раз можно обратиться в дорожную службу, с досудебной претензией. И сказать: «Вот, выплатите мне по судебной претензии такой ущерб, и я от вас отстану, или плюс к ущербу вам придётся оплачивать ещё и судебные издержки, государственную пошлину и затраты на юридическую помощь».

Даёте срок три-пять дней, и, если никаких телодвижений со стороны дорожной службы не будет, то оформляйте заявление в районный суд по месту нахождения дорожной службы. Если ущерб менее 50 тысяч, то нужно подавать заявление не в районный суд, а мировому судье.

И. Ш.: А если влетел в яму достаточно далеко, нельзя ли обратиться в суд поближе к месту жительства хозяина автомобиля?

Г. Бадьин: Нет, в любом случае, исковое заявление подаётся по месту нахождения ответчика. Другое дело то, что другие проблемы возникают, если вы на трассе Серов-Нижний Тагил получили это повреждение, а сами из Екатеринбурга, то вам и свидетелей найти будет трудно, и как-то это зафиксировать, привязать конкретно к месту, к какому-то километровому столбу тоже будет трудно. В случае города всё гораздо проще. Вот, это, пожалуй, всё, что мы хотели рассказать водителям в случае получения водителями повреждения от ям.

Однако, возмещение ущерба от попаданий в яму – это уже какой-то экстренный случай. Гораздо предпочтительнее было бы, чтобы водители занимались профилактикой ремонта дорог. Не секрет, что наши дороги приходят в такое состояние прифронтовой полосы только весной, ну, и я бы там, из чисто человеческих побуждений дал бы неделю на такой чисто косметический ремонт ям.

И. Ш.: По крайней мере, по сообщению пресс-службы благоустройства города, ямочный ремонт уже начат.

Г. Бадьин: Да. И я думаю, что большинство водителей это ощущают на себе. На самом деле ответственность за состояние дорог несёт не руководитель дорожной службы, а отвечает ГИБДД. Тот вот самый инспектор организации дорожного движения ДИОДД с двумя буквами «Д», о котором я вам говорил. И, этот инспектор обязан, увидев повреждения дорожного покрытия, которые не соответствуют тем стандартам, которые я назвал, составить представления в дорожную службу, составить протокол об административном правонарушении, о том, что нарушено содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.

И. Ш.: Но ведь кто-то же их нарушил?

Г. Бадьин: Их нарушила та дорожная служба, которая должна поддерживать эту дорогу в надлежащем состоянии. А если эта дорога не поддерживается в должном состоянии, если там, скажем, крышка люка или трамвайные рельсы не выравниваются относительно дорожного покрытия в течение суток, или яма не заделывается в течение трёх суток, то это нарушение требований ГОСТа, значит, дорога не поддерживается в безопасном состоянии. И инспектор ГИБДД обязан наложить штраф на руководителя дорожной службы в размере от двух до трёх тысяч рублей, и этот штраф руководитель дорожной службы будет обязан оплатить из своего кармана. Кроме того, накладывается штраф и на саму дорожную службу, но это не так интересно.

И. Ш.: После чего, надо полагать, этот руководитель дорожной службы будет уже сам ходить по этой дороге и отмечать все ямки, и тут же будут появляться рабочие?

Г. Бадьин: Я думаю, что прекратятся всякие высказывания о том, что у нас нет денег, у нас нет материалов, у нас нет средств, рабочих, транспорта, техники и тому подобное. Всё будет своевременно заделываться. Вот такие действия мы назвали «Проект «Дорога по ГОСТу», и третий год пытаемся в городе его осуществить.

Значит, что нужно делать водителю? Увидев эту яму, которая нарушает размеры по длине более 15 см., по ширине более 60 см. и по глубине более 5 см., нужно её либо зафотографировать, либо составить схему. И написать заявление в районную ГИБДД по месту нахождения этой ямы следующего содержания, типа: «Начальнику Кировского ГИБДД у РУВД такого-то такого-то района от такого-то числа. Заявление. Тогда-то мной была обнаружена яма, которая в течение там трёх или десяти дней не заделывается. Прошу принять меры по привлечению к административной ответственности руководителя дорожной службы, который должен поддерживать дорогу».

И. Ш.: В надлежащем состоянии.

Г. Бадьин: Вообще-то, если вы зайдёте на сайт комитета по защите прав автолюбителей, адрес его www.kzpa.ru, то там это заявление выложено. Там выложены все нормы, которые предъявляются к дорогам, и предложены образцы заявлений.

И. Ш.: То есть можно распечатать пачку заявлений, положить в бардачок и проехать рейд-кружок по городу.

Г. Бадьин: Да. И потом, отметив все эти ямы, все эти заявления, отправить заказным письмом почтой, либо самому завезти их в ГИБДД, и сдать их, получив отметку на втором экземпляре. И если три года назад, когда мы только начали подавать подобные заявления, нам отвечали, что вот, на ремонт данной дороги нет денег, и он предусмотрен только через три года, то, в конце концов, около 80% ям, на которые были поданы заявления, были заделаны. А в последующие два года, на мой взгляд, и работа дорожных служб стала более качественной, и реакция по заявлениям была более оперативной, и более важной.

И. Ш.: Я бы ещё отметил, что несколько лет назад по любым ямам на дорогах обычно ждали лета и тепла, и тогда уже что-то начинали делать. Сейчас ещё, снег-то толком не сошёл, а это уже как-то засыпают.

Г. Бадьин: Ну, давайте скажем спасибо дорожным службам, думается, что их деятельность обусловлена заботой о водителях. В принципе всё, что я хотел сказать, я сказал, ещё раз могу сказать, что если у водителя возникнут какие-либо проблемы в оформлении ДТП, либо будет нужна какая-то помощь при реализации этого проекта «Дорога по ГОСТу», вы можете звонить в комитет защиты прав автолюбителей по телефону 8-922-610-90-90. В разумное время. Ночью мы тоже спим.

И. Ш.: Итак, на этом давайте завершим сегодняшнее заседание. В студии был председатель комитета по защите прав автолюбителей Георгий Бадьин.

Г. Бадьин: До свидания.

И. Ш.: И водитель, автомобиль которого получил повреждения при въезде в люк Евгений Вейс.

Е. В.: До свидания.

И. Ш.: Ну, и я, Иван Шилко. Всего вам доброго и удачи на дорогах.

Источник: http://gorodfm.ru

ВНИМАНИЕ!      На момент прочтения Вами статьи в законодательстве возможны изменения.

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!








[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров