Езжу на Карибе AE95, 4A-FHE. Проездил на летней резине ползимы. Застревал всего один раз, хотя дороги у нас можно сказать не чистят.
Что всегда должно быть в машине: лопата, домкрат, трос, лучше покупной, который не тянется, но и не металлический - если оборвётся крепление, разнесёт, нахрен, оптику или ещё чего (прецеденты были). В идеале ещё противобуксовочные коврики или просто небольшие обрезки доски. Кстати доска вещь нужная - если будешь домкратить - отличная подставка. Ещё лучше, если в ней натыкано небольших гвоздей. Тогда можно даже на льду домкратиться.
Коротко о приёме проезда: препятствие (или сугроб) надо проезжать на L спокойно, но, не останавливаясь, включить блокировку межосевого дифференциала (на РАВе она каца только автоматическая, толку чуть) (если у вас есть блокировки колесных дифференциалов, то непонятно как на такой машине засесть :-), следить, чтобы редуктор заднего моста не зацепил ничего. Можешь сорвать пробку, вытечет масло. При этом не стоит лезть в колею, лучше проезжать рядом, но так, чтобы не утянуло в колею. Как только есть ощущение, что начал буксовать, сразу останавливайся.
Далее:
1. Чуть выкрути руль в сторону и попробуй (без пробуксовки) проехать назад. Если получилось - либо пытайся проехать на чуть большей скорости, по другому месту или ищи другую дорогу. Если нет - читай дальше :)
2. Выйди из машины и посмотри в чем причина (по степени сложности)
а. завязло одно колесо
б. завязла сторона
в. завязли передние колёса
г. завязли задние колеса
д. самое противное - сел на задний мост.
3. Ни в коем случае не буксуй - это и для коробки нехорошо, и ещё глубже закопаешься, а зимой создашь ледяную корку - вообще труба.
Далее в случаях:
а, б. - Выкручивай руль и пытайся вылезти из дырки. Если едешь один - можно поставить на L (или R) и подтолкнуть. В легких случаях помогает. Попытайся раскачать машину. Кстати, раскачка возможно и у АКПП, но не столь эффективна. Если не один - соответственно подтолкнуть и слегка подгазовывать.
4. В любом случае, пытайся что-нибудь подложить (доска, ветки, канал. люк :-) под проблемные колеса. Подкопай спереди и сзади колеса.
5. Если всё это не помогло, то поддомкратив колеса, подкладывай под них всё что можно. Кстати, в случае, когда сел задний мост, то НИ в коем СЛУЧАЕ нельзя дергать. Сначала домкрать как можешь, подкладывай, откапывай мост. Сорвешь пробку - можешь поплатиться редуктором.
6. Если всё не помогло - иди за тем, кто тебя вытащит. Нежелательно использовать для этого машину с АКПП - убиваете автомат. АКПП вообще не предназначена для тяганий, буксировки и тем более нельзя на такой машине сдёргивать.
7. Перед вытягиванием покопай, подложи, высади всех из машины. Хотя в случае с завязшим передком, наоборот лучше на заднее сидение перенести весь вес.
8. Сразу надо определить в какую сторону лучше вытягивать. Как показывает практика, 90% случаев тащить лучше назад. Тягать надо так же спокойно и без пробуксовок, в "натяжку", зацепив за более проблемную сторону (клыки и кольца на Тойоте, как правило, с 2-х сторон). Тягач соответственно для задне- и полноприводных цепляет задом, а передний привод - передом.
9. Если не получилось - тогда либо ищи более сильную машину и/или копай (домкрать) дальше, либо попробуй дергать. Но на свой страх и риск.
Дергание плохо:
- может порваться трос и влететь в оптику, лобовуху
- можешь вырвать клыки или кольца
- можешь сорвать пробку заднего моста
- сильно повредить защиту, картер и т.п.
- и уж точно слезет антикор. покрытие
- АКПП от этого портится однозначно
Помни, что 4WD Full Time с якобы автоматической блокировкой межосевого дифференциала не намного проходимее FWD или RWD. Кстати, проходимость RWD (на Марках, Кроунов и т.п.) вообще хреновая зимой, особенно если едешь один. Конкретно у РАВ выше проходимость только из-за большого клиренса, но никакими внедорожными качествами он не обладает :(.