Всё проходит, пройдёт и тяжёлый момент расставания с огромной кучей деньжищ, или влезания в многолетние долги кредитному учреждению, и новенький блестящий мощный и скоростной автомобиль станет вашим. Теперь вы принадлежите друг другу, и от того, как пройдут первые километры вашей совместной жизни, зависит насколько долгой и счастливой она будет.
В это время идет приработка всех трущихся поверхностей, взаимное выравнивание шероховатостей, что приводит к повышенному нагреву трущихся пар. Идет усадка резьбовых соединений, «обжимаются» прокладки, «прихлопываются» клапана. Шестерни трансмиссии прикатываются друг к другу, притираются тормозные колодки, словом, детали «срабатываются» друг с другом. Конечно, при обкатке современных продуктов высоких технологий во многих случаях отсутствуют такие строгие требования к скоростному режиму, как пару десятков лет назад. Некоторые утверждают, что современным машинам обкатка вовсе и не нужна. Может это и так, но и при современном качестве изготовления деталей и узлов какое-то время идёт их приработка. Так что соблюдение несложных правил поможет продлить жизнь вашей машинке.
Нельзя начинать движение с непрогретым двигателем, нельзя резко «бить по газам» во время прогрева, так как в это время алюминиевые поршни могут быстро нагреться в отличие от холодных чугунных цилиндров, уменьшается зазор, из него выдавливается масло, а даже кратковременное сухое трение ни к чему хорошему не приводит. Вряд ли поршни расширятся настолько, чтобы их заклинило в цилиндрах, что приводит к «скоропостижной капиталке», как иногда происходило на древних моторах. Сейчас поршни делаются из сплавов с высоким содержанием кремния методом объёмной штамповки (так называемые «кованые» поршни), коэффициент температурного расширения у них ниже, прочность выше. Благодаря бочкообразной и овальной форме, при неравномерном нагреве, который происходит при работе мотора, вероятность «словить клина» также очень мала, но всё же лучше не рисковать. Кроме того, масло за время стоянки может просто стечь в поддон картера, да и холодное масло с куда большим трудом пролезает в зазоры.
Особенно трудно мотору первые 500–700 километров, в это время стоит придерживаться максимально щадящего режима эксплуатации – не нагружать машину «под завязку», внимательно следить за температурой. Также стоит выбирать по возможности хорошие дороги, ведь подвеска и подшипники колёс тоже нуждаются в маломальской приработке.
Если всё-таки заводом заданы ограничения скорости во время обкатки, то они обычно выглядят следующим образом: набор максимальных значений на каждой передаче для первой тысячи километров, и то же самое для второй. Это иногда приводит к следующей ошибке: после двух тысяч «медленной» езды строго по инструкции водитель наконец-то «отрывается» по полной программе. Лучше добавлять скорость по чуть-чуть, но почаще – допустим, по 5 км/ч через каждые 250 км. То же самое относится и к «резкости движений», которую тоже стоит постепенно увеличивать. Кроме двигателя «прикатывается» и трансмиссия, так что стоит и почаще щёлкать коробкой передач.
Также в период обкатки не стоит ездить подолгу с одной скоростью, например по трассе «пилить» полтора часа без остановок, дав 90. В это время лучше ездить, используя накат, разгоняясь и замедляясь – в общем, на переменных режимах. Не стоит пренебрегать ежедневным осмотром авто.
И если у вас это первый автомобиль, то было бы справедливым считать, что вы после выпуска из автошколы тоже «проходите обкатку» - привыкаете к дороге, к современному напряжённому ритму движения. Хорошего водителя делают не «права», а способность предвидеть ситуацию и управлять машиной на уровне рефлексов, что приходит только с опытом.
Источник данной информации мне неизвестен. Если Вы знаете автора статьи или сами им являетесь - прошу Вас связаться со мной через страницу "Контакты".