Построение отношений в бизнесе во многом похоже на построение личных отношений, так что не волнуйтесь. Если только вы не совершеннейший отшельник, у вас уже есть весь необходимый опыт. Как и в любом другом важном случае, вам необходимо проявить себя. Это значит - быть доступным. Слушать. Учиться и запоминать вещи, важные для них и помогать им, чем можете. Еще слушать. Выбор времени имеет важное значение. Вы ведь не хотите сваливаться как снег на голову и являться болью в заднице. Планируйте ваши контакты и встречи на разумной основе. О, и я уже упоминал, что надо слушать?
Вот несколько тактических моментов, которые помогут вам строить отношения:
Делайте заметки в процессе разговора.
Узнайте имена детей и супругов вашего собеседника. Кто его босс? Какие проблемы он испытывает в своей работе и индустрии в целом? Кто их главный конкурент? Какое у него хобби? Осмотритесь в офисе, если вы туда попали. Что висит на стенах? Какие-то безделушки и, возможно, удачный контракт?
Занесите всю эту информацию в свой менеджер контактов (у вас ведь есть такой?) и установите сигналы на важные даты, такие как дни рождения или юбилеи. И даже лучше, установите сигналы на дни рождения детей вашего потенциального клиента.
Обязательно спросите как дела у членов его семьи.
Посылайте открытки на день рождения, особые дни и т.п.
Посылайте подписанные вручную открытки или письма благодарности, когда это уместно.
Приглашайте их на ланч, ужин или специальные мероприятия.
Отсылайте им интересные статьи, информацию о сделках, о которых вы могли слышать, а также о разных событиях (например, собрание клуба, на котором вы будете выступать - надо же, какое совпадение!)
Если они упомянули о проблеме или затруднении, а вы знаете решение, во имя всего святого, скажите им.
Всегда следуйте правилу делать то, что говорите.
Это - трамплин для доверия и завоевания уважения в глазах ваших клиентов. Это также включает цельность и честность.
Смысл в том, чтобы стать для них бесценным ресурсом и человеком, который действительно интересуется ими. И очень важно, чтобы это было правдой. Это причина смотреть на своих потенциальных клиентов как на людей, а не просто потенциальный источник дохода. И, возможно, вы проведете с ними массу времени, работая над тем большим проектом. Но для этого надо еще заключить сделку.