Для фрилансера неотъемлемая часть работы - общение с клиентами. Они бывают разными, нередко неадекватными. Все фрилансеры обычно обобщают безобидным словосочетанием «плохой клиент».
Попытаюсь выстроить классификацию неадекватных клиентов на мой взгляд. А начну с диалога с одним из потенциальных:
- Мне нужен анализ главной страницы моего сайта. Он уже работает месяц и почему-то нет заявок.
- Страница весит почти 90 мегабайт. Слишком много. Нужно оптимизировать весь контент, чтобы уменьшить вес.
- Я понимаю. Но не может же из-за веса не быть заявок. Может, нужно что-то изменить, добавить или больше рекламы?
- Конечно может. У человека долго грузится страница, поэтому он уходит с сайта, и клиентов у вас нет. Нужно исправить вес главной страницы и после протестить несколько дней.
- Понятно. А можете посоветовать кого-нибудь профессиональнее?
Неплательщик
Каждый фрилансер хоть раз попадает на такого клиента. На первый взгляд нормально общается, не придирается, не требователен и всегда на связи. До тех пор, пока не получает отчёт для оплаты. С этого момент ему отключают связь, электричество, воруют телефон, появляются серьезные семейные проблемы, неотложные дела. В общем, находит 500 причин не платить, но он ведь не виноват, это всё внезапные проблемы.
Тестировщик
Просит сделать тестовое задание. Несмотря на то, что в моём портфолио больше ста похожих работ. А когда его выполняешь, он находит изъяны там, где их нет. В итоге он всё-таки соглашается на сотрудничество.
Склерозник
Предлагает небольшой проект, соглашается с ценой. Только сразу после начала работы вспоминает, что забыл в задание добавить парочку пунктов, примерно штук пятнадцать. Кроме того, после сдачи работы, вспоминает, что и это не всё, нужно ещё кое-что сделать, и всё за ту же цену.
Всезнающий
Называешь ему самую низкую цену за предлагаемую работу, а он всегда знает человека, который может сделать ещё дешевле. Постоянно доказывает, что цена завышена и буквально неделю назад видел такой же проект с ценой за него в два раза меньшей. Таких нужно сразу посылать, потому что всезнающий превратиться в процессе в склерозника.
Ревизорро
Как бы хорошо ни было выполнено задание, он найдёт что подправить. По несколько раз будет проверять работу, вносить хоть малые, но исправления. Заплатит 5000 руб. за проект, а «вынесет мозг» на все 500000 руб.
Неопределенный
Он жаждет чего-то необычного. Вот только проблема в том, что он сам только не может сформулировать, что именно он хочет и как должно выглядеть. Ты делай и предлагай, а он «поймёт», как только увидит нужный вариант.
На самом деле, как клиенты, есть и неадекватные фрилансеры. Бывает, человек жалуется, что заказывал уже у нескольких фрилансеров сайт с четким заданием, но никто не сделал. «Теперь денег нет для вас, а сайт то нужно сделать. Товар на складе пылиться, продавать надо, а магазина нет...».
Совет для обеих сторон один - проверять репутацию, читать отзывы, гуглить по возможности, учиться распознавать неадекватных.
Насчёт хороших фрилансеров как-то писал у себя Лебедев: «Делают быстро, дорого и а...нно».
Источник данной информации мне неизвестен. Если Вы знаете автора статьи или сами им являетесь - прошу Вас связаться со мной через страницу "Контакты".