...Вначале были микробы - рода Pseudomonas. Многие их виды способны питаться гадостью вроде толуола, ксилола, фенола и нафталина. В процессе удовлетворения научного любопытства (с возможным побочным продуктом в виде борьбы с загрязнением среды) еще в 1983 году исследователи под руководством B. D. Ensley обнаружили, что питательная среда, в которой жили кишечные палочки с геном псевдомонады, отвечающим за превращение нафталина в салициловую кислоту, посинела.
Происходит это так. Собственный фермент кишечной палочки, триптофаназа, превращает аминокислоту триптофан в индол. У псевдомонады этого фермента нет, и для нее триптофан - вещество несъедобное, зато индол она окисляет до цис-индол-2,3-дигидродиола с помощью нафталин-диоксигеназы, которая закодирована в том самом участке HindIII плазмиды NAH7, который вставили в плазмиду pBR322, которую из научного любопытства размножали с помощью культуры Escherichia coli. Уфф... Зато дальше все просто: цис-индол-2,3-дигидродиол спонтанно отщепляет от своей молекулы гидроксильную группу, а получившиеся молекулы индоксила под действием кислорода попарно объединяются в молекулу индиго.
Даже если на заводе по производству бактериального индиго случится авария, окрестные жители не пострадают от отравления. А капризные трансгенные микробы в природе не выживут.
Но получать индиго из нефти и угля пока что выгоднее. А если сэкономить сразу и на процессе окраски, и даже на строительстве завода? Берем хлопок, лет десять тратим на то, чтобы вставить в него триптофаназу с нафталин-диоксигеназой и добиваемся, чтобы бактериальные гены и ферменты заработали в растительных клетках (и желательно только в коробочках, чтобы растению было легче жить), потом еще лет пять обычной селекционной работы - и вот вам результат: по слухам, одна из американских биотехнологических компаний уже вырастила опытную делянку синего хлопка и обещала, что в 2005 году на рынке появятся натурально синие джинсы.
Над выведением синих роз работает много фирм в разных странах. Та из них, которая придет к финишу первой, сможет получить неплохую прибыль. Я бы такую розу купил, вложив несколько условных единиц в $1,2 миллиарда годового оборота продаж срезанных роз.
Золотой - и даром
От острой нехватки витамина А в мире страдают 230 миллионов человек. По крайней мере, один миллион детей в год умирает от болезней, связанных с его дефицитом. Еще полмиллиона слепнет из-за нехватки витамина А в горсточке риса, которая составляет основу дневного рациона большинства населения бедных стран Азии.
В 2001 году группа ученых из Швейцарии под руководством Инго Потрикуса, одного из отцов «зеленой революции» 1960-х, предложила всем желающим государственным организациям бесплатно получить семена трансгенного «золотого» риса с повышенным содержанием β-каротина - предшественника витамина А. На его создание ушло 10 лет и $2,6 млн., выделенных Фондом Рокфеллера, Европейским Союзом и правительством и Национальным фондом науки Швейцарии при помощи швейцарской биотехнологической компании AstraZeneca. Но активисты «Гринписа» (его годовой бюджет - более $100 млн.) и другие экоэкстремисты убедили правительства развивающихся стран, что, во-первых, этот бесплатный сыр - неспроста, а во-вторых, красная икра всё равно намного полезнее.
По расчетам ученых, для спасения от авитаминоза А самым бедным жителям нашей планеты хватило бы 300 г золотого риса в день. По обсчетам «зеленых» - необходимо около 7 кг. А против посадок золотого риса зеленые пригрозили предпринять «прямые действия». Первый сорт золотого риса остался невостребованным.
В 2005 году преемница AstraZeneca, компания Syngenta, предложила развивающимся странам вторую freeware версию золотого риса. В нем каротина в 20 раз больше, чем в первом, и всего в 5 раз меньше, чем в морковке. С целью закабалить народы проклятые капиталисты вместе с продажными учеными из местных институтов ведут работу по созданию пшеницы, африканской белой кукурузы, маниока, бататов, бананов и т. д., обогащенных каротином и железом. (Много железа содержится в мясе, рыбе и яйцах, и нехватку железа в мире испытывают 400 млн. женщин. Мужчинам, даже бедным, легче - они не теряют гемоглобин в критические дни, не вынашивают детей и не кормят их грудью, и поэтому реже страдают от анемии.) Доберутся ли до африканцев трансгенные ямс и сорго?
Если вы увидите зеленых сектантов с плакатом «Долой трансгены» - плюньте в их сторону три раза. От себя, от меня и еще от народов Азии, Африки и Латинской Америки.
Заметки на полях
Генетики очень любят арабидопсис (Arabidopsis thaliana) за его простой и доступный геном. Что они с ним только не выделывают! Например, ученые из Копенгагенского университета и датской фирмы Aresa Biodetection заставили его краснеть в присутствии окислов азота, которые выделяют забытые на полях сражений мины. Саперы-люди теперь будут реже ошибаться второй раз.
Ученые из Нижнего Тагила засадили трансгенными тополями, привезенными из Фрайбургского университета (Германия), отвалы заброшенного рудника. Тополя впитывают в себя соли тяжелых металлов и переводят их в безопасные нерастворимые соединения.
Индийская горчица хорошо поглощает из почвы селен. Ученые из университета Калифорнии в Беркли для начала усилили эту способность более чем в пять раз. Теперь они планируют заставить растение впитывать еще в 20 раз больше ядовитого металла и даже превращать селен в безопасное летучее соединение и выпускать его через листья в воздух.
Французские биотехнологи внедрили в клетки картофеля взятый из табака ген, управляющий синтезом фермента нитратредуктазы, который превращает нитраты в нитриты. У некоторых растений содержание нитратов в картофелинах уменьшилось на 95%. Правда, нитриты еще вреднее, чем нитраты, поэтому ученые планируют внедрение в картофель гена нитритредуктазы, превращающей нитриты в аммиак.
Исследователи из московского Института общей генетики вывели табак, который содержит белок паутины - спидроин. Его содержание в листьях достигает 0,5% от всех растворимых белков - для начала неплохо. А паутина по прочности не уступает кевлару.
В Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН (Иркутск) трансформировали кукурузным геном осину, тополь и сибирскую сосну (ее по традиции неправильно называют кедром). Такие деревья синтезируют больше растительного гормона роста - ауксина - и растут намного быстрее обычных. Если сажать их на плантациях вокруг деревообрабатывающих предприятий, это позволит не только сократить транспортные расходы, но и сохранить от вырубки пока еще нетронутую тайгу.
Листья разработанной в Эдинбургском университете картошки светятся, когда растениям не хватает влаги. Если вы опасаетесь, что белок медузы Aequorea victoria повредит вашему здоровью, можете посадить такие кусты на краю поля в качестве индикаторов. Или на подоконнике - для красоты.