Аэропорт, стойка, виноватое лицо девушки в униформе: «Извините, места в самолете закончились». С такими случаями придется столкнуться многим из тех, кто запланировал провести новогодний отпуск за рубежом. Авиакомпании сознательно продают больше билетов, чем мест в самолете. Впрочем, не спешите расстраиваться. Неприятную, на первый взгляд, ситуацию можно повернуть в свою пользу.
Ситуация, при которой часть пассажиров с билетами остается на земле в ожидании следующего рейса, называется овербукинг (от англ. overbooking - двойное бронирование мест). Его на регулярных рейсах используют практически все авиакомпании мира. Поступают они так потому, что не хотят летать даже с минимальным количеством пустых мест, каждое из которых - упущенная выгода компаний.
Продавать больше билетов, чем мест, авиаторам позволяет не наглость, а статистика: существует просчитанная на основе многолетней практики полетов вероятность того, что на рейс не явится определенное количество пассажиров. «Неявка», на которую рассчитывают авиакомпании, далеко не всегда связана с забывчивостью их клиентов - было бы глупо предполагать, что люди, выложившие немалые деньги за билет, забудут про рейс или не успеют в аэропорт к окончанию регистрации. Просто билет, купленный за полную стоимость, позволяет пассажиру вылететь в течение месяца - вне зависимости от первоначально предполагавшейся даты путешествия.
Обычно овербукинг составляет до 10% от общего количества мест, причем в основном, самом многочисленном эконом-классе. В бизнес-классе места бронируют за двумя пассажирами крайне редко, в первом - вообще никогда, поскольку билеты на эти места очень дорогие и «спугнуть» богатого клиента не может позволить себе ни одна авиакомпания.
Однако время от времени система двойного бронирования мест, основанная на статистике, дает сбой. В результате каждый пассажир эконом-класса может оказаться в ситуации, когда на самолете для него нет места. Единственное, что можно сделать, чтобы не попасть в это неловкое положение,- за 48 часов до рейса позвонить в авиакомпанию и подтвердить, что вы действительно собираетесь улететь в назначенное время. В случае нехватки мест у вас будет приоритет.
В первую очередь служащий авиакомпании, осуществляющий регистрацию пассажиров, «обслуживает» тех, кто, следуя принципу «кто первым встал - того и тапки», подошел к стойке регистрации к ее началу, за два часа до посадки.
После того, как он осознает, что всех желающих самолет вместить не может, «регистратор» осуществляет посадку оставшихся пассажиров, руководствуясь принципами «революционной целесообразности».
Сначала идут те пассажиры, для которых аэропорт назначения - лишь пункт пересадки: их авиакомпания увозит в первую очередь, поскольку в противном случае обязана оплатить им гостиницу (пассажиры пропускают трансфер).
За транзитными пассажирами следуют те, кто подтвердил бронирование мест заранее, а также участники программ для «частых пользователей» на правах преданных клиентов.
Следующие в списке - те, кому в силу жизненных обстоятельств необходимо улететь непременно этим рейсом - например, дети, путешествующие группой.
Самыми последними идут пассажиры, у которых нет описанных выше особых обстоятельств.
Если вы из этой категории - не волнуйтесь. Скорее всего, овербукинг станет вашим счастливым шансом значительно улучшить качество путешествия. Самолет только на первый взгляд кажется «нерезиновым». Он вполне способен растягиваться за счет скрытых резервов.
После того, как всех «приоритетников» посадили, подойдите к стойке регистрации и очень убедительным тоном поинтересуйтесь, не остались ли невостребованные места в бизнес- и первом классах. Очень часто «невезучих» отправляют в пункт назначения с «повышением»: если VIP-пассажира нет, его место все равно летит, а авиакомпании нет смысла «гонять порожняк», коль скоро можно перевезти пассажира. Повышение в классе, что очень важно, осуществляется бесплатно.
Но даже если мест в самолете не осталось вообще никаких, сохраняйте спокойствие: вы обязательно улетите на ближайшем рейсе этой авиакомпании или ее партнера - авиалиния обязана вас доставить. А из ее «безалаберности» можно извлечь дополнительные приятные мелочи.
Во-первых, требуйте повышения в классе даже на следующем рейсе. Хотя не существует никакого закона, который бы обязывал авиалинию это делать, это правило - компенсировать овербукинг перелетом на более дорогом месте - существует во внутренних документах многих авиакомпаний, в том числе и российских. Вы можете добиться более широкого кресла и неограниченного количества алкоголя. Будьте настойчивы, оставаясь, впрочем, в рамках закона.
Более того, если вы летите европейской авиакомпанией или ваш пункт вылета находится на территории ЕС, вы имеете полное право требовать денежной компенсации своего ожидания. Вам обязаны заплатить 250 евро, если расстояние полета не превышает 1,5 тыс. км, 400 евро при расстоянии полета от 1,5 до 3 тыс. км, и 600 евро при полете на более чем 3,5 тыс. км. При этом, в случае, если ближайший доступный рейс будет только на следующий день, авиакомпания должна поселить вас в гостиницу и оплатить питание.
Выплата осуществляется в виде ваучеров, которые можно обналичить либо в офисе авиакомпании по прибытии, либо переводом на карточку.
К сожалению, на путешествия внутри России европейские правила о компенсации не распространяются. Согласно Воздушному кодексу России, за каждый час ожидания человеку, пострадавшему от двойного бронирования, положено выплатить компенсацию в размере лишь 25 рублей, но не более 50% от суммы билета. Эти правила были приняты еще в советские времена, с тех пор не обновлялись. Но при этом их никто и не отменял.
Пускай платят
Я сталкивался с овербукингом несколько раз. И каждый раз поворачивал дело к собственной выгоде.
При первой встрече с системой двойного бронирования на пути в Лондон я «забодал» сам «Аэрофлот», чем горжусь. Едва не опоздав к окончанию регистрации, я быстро сориентировался на местности, начал громко вопить о срывающихся по вине авиаперевозчика контрактах, вел себя, как последняя истеричка. В результате, единственный из всех отверженных (остальные вели себя скромно), полетел в столицу Великобритании бизнес-классом, а также выручил 10-долларовый ваучер на завтрак в Шереметьево-2.
Заработал я на овербукинге впервые, возвращаясь из отпуска, проведенного в Доминиканской республике, что в Карибском море. Согласен, что каждый жлоб, который ездит отдыхать в подобные места, должен понести справедливое наказание. Оно меня постигло незамедлительно: я не смог улететь на родину, поскольку в самолете голландской Martin Air не было мест, и пропускал пересадку в Амстердаме. Следующий рейс был скоро - всего через двое суток. Я хорошо говорю по-английски. От избытка чувств (а я добирался до аэропорта девять часов на машине по ужасным дорогам) меня понесло. Я рассказывал служащим авиакомпании, что всех засужу, что они получают свою зарплату из заплаченных мною за билет денег, что я очень влиятельная персона в моей стране и у них не будет там ни одного клиента (для справки, Martin Air не летает в Россию). После гневного монолога я согласился выслушать предложения авиакомпании.
Вот чем они были согласны компенсировать мои моральные страдания: две ночи в пятизвездном отеле, принадлежащем Хулио Иглесиасу, на берегу моря с полным пансионом; первый класс до Амстердама (а это 18 часов лета); размещение в Амстердаме за их счет в четырехзвездной гостинице и перебронирование рейса из Голландии до Москвы. Плюс $400 денежной компенсации. На это я ответил, что могу заплатить этому служащему $500, если улечу сегодня. К моей радости, он не согласился и предложил вместо этого заплатить за любой выпитый мною алкоголь.
Как я потом подсчитал, сумма полученных мною благ была почти в два раза больше чем та, которую я заплатил за билет. Теперь я всегда приезжаю в аэропорт за 10 минут до окончания регистрации. Пускай платят.
Автор: Денис Лиошик, LIT@IP-ONLINE.RU
ВНИМАНИЕ! На момент прочтения Вами статьи в законодательстве возможны изменения.