Не иметь лишний раз дело с валютой наших граждан учили еще в советское время. Сегодня многое изменилось. Но законодательство по-прежнему устроено таким образом, что заниматься куплей-продажей дензнаков других стран - дело неблагодарное. Государство дало банкам право устанавливать в обменных пунктах любые курсы и комиссии, предоставив гражданам одну только возможность: жаловаться автоответчику.
Деятельность пунктов обмена иностранной валюты на российские рубли и обратно регулируется инструкцией Центробанка № 113-И, зарегистрированной Министерством юстиции 2 июня 2004 года. Эта бумага носит длинное название: «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой».
Центробанк меняет содержание этого документа, обязательного для исполнения всеми обменными пунктами страны, с периодичностью примерно раз в год. Может и чаще, например, при возникновении проблем на валютном рынке. Так, по одной из предыдущих редакций, действовавшей с 1998 по 2001 год, отклонение курсов обменников от курса ЦБ не должно было превышать 15%. Но это положение, равно как и многие другие, было отменено.
Ныне действующая инструкция - и кардинально менять ее пока не собираются - одна из самых либеральных в современной истории России. Но хорошо от этого только обменным пунктам.
Чрезвычайная комиссия
Курс обмена валют может быть фактически любым, отличаясь от официально установленного Центробанком в любую сторону на любую величину. Более того, настоящими считаются только те цифры, что вывешены возле окошка на информационном стенде. Ответственности за несовпадение курса на рекламном стенде на улице и курса внутри пункта банки не несут.
Причина простая: курсы могут меняться много раз на дню, так часто, как это удобно банку, и обязанность менять цифры на всех носителях сотрудникам обменных пунктов никто не вменяет. Для того чтобы поменять курс, достаточно телефонного звонка из банка в обменный пункт.
Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны банков (чтобы они платили налоги) и его отдельных сотрудников (чтобы те не извлекали личного дохода из операций), каждая сделка купли-продажи валюты должна сопровождаться выдачей номерной справки с указанием имени клиента. Выдать ее обязаны бесплатно: просто иногда клиенту действительно бывает нужна такая бумажка, а кассир требует за нее доплатить.
Зато существуют законные непредвиденные расходы - например, комиссия. Это определенная сумма (совершенно необязательный элемент купли-продажи валюты) за оказание услуг назначается каждым банком в зависимости от собственного понимания ситуации на рынке для каждого обменного пункта в отдельности.
Единственное требование - информация о сумме сбора должна быть вывешена в помещении обменного пункта на информационном стенде за подписью руководителя банка. Пункты обмена на законных основаниях могут принимать рваные и старые купюры за определенную комиссию, которую также устанавливает материнский банк. Сегодня в среднем по Москве она составляет 5-10% от номинала банкноты.
Без купюр
Банк, прежде чем заняться приемом таких банкнот, должен письменно уведомить ЦБ о начале работы с поврежденными купюрами. Кстати, сам Центробанк в ряде случаев занимается их обменом (со своей комиссией, разумеется) на новые. Действующая инструкция ЦБ предусматривает, что вопрос о том, какие купюры считать ветхими или изношенными, находится в компетенции банка.
Как правило, банки ориентируются на стандарты зарубежных банков-эмитентов. Например, для долларов общепринятыми считаются правила ветхости, установленные Федеральной резервной системой США.
По американским стандартам неликвидными считаются надорванные и подклеенные денежные знаки, разорванные на части и склеенные, с отверстиями более 1 мм., с оторванными частями, но сохранившие признаки платежеспособности. К ним относятся наименование банка, номера и серии, номинал купюры, основной рисунок лицевой и оборотной сторон. Кроме того, к ветхим денежным знакам относятся банкноты, имеющие масляные, чернильные или другие пятна, перекрывающие более 50% признаков платежеспособности.
Такие банкноты любой банк будет принимать только с комиссией.
Если с вас пытаются взять комиссию за доллары, на которых что-то написано ручкой, с небольшими потертостями или пятнами, которые не затрагивают перечисленные выше признаки платежеспособности,- это тоже вполне в рамках закона: банк может применять свои, более жесткие, требования к износу купюр. Но и клиент также имеет право сдать спорные денежные знаки в обменный пункт менее скрупулезного банка, который удовлетворяется принципами ФРС США. Например, в отделении Сбербанка, который придерживается в определении ветхости американских стандартов.
Кроме того, обменные пункты могут устанавливать отдельную комиссию за размен купюр мелкого достоинства на банкноты большего достоинства. Это считается отдельным видом работы с денежными знаками. На этот вид услуг среднерыночный «побор» в Москве составляет 1-2%. Абсолютно незаконно, если банк берет завышенную комиссию или предлагает более низкий курс за прием мелких купюр. В ЦБ такие инициативы называют самоуправством и советуют звонить и жаловаться на обменный пункт в материнский банк, а если не подействовало - в Центробанк.
Книга жалоб
Но банковский рабочий день, как известно, самый короткий, и дозвониться по номеру телефона, который должен быть указан на информационном стенде в каждом обменнике, удается далеко не всегда. Поэтому можно смело беспокоить сам Центральный банк, вернее, Главное управление Центробанка по Москве. Там работает автоответчик «горячей линии» (телефон 742-88-17).
Дозвонившись, нужно представиться (назвать фамилию, имя, отчество и адрес), назвать банк и точный адрес пункта обмена валют, к которому у вас есть претензии, сообщить о нарушении. Проверка произойдет в течение недели, по ее результатам (если факты, изложенные в жалобе, подтвердятся) банку могут вынести предупреждение, а сам обменник - закрыть.
Правда, как утверждают сотрудники Главного управления Центробанка по Москве, «дельные» жалобы по горячей линии поступают не так уж и часто. 90% звонящих жалуются на низкие курсы (которые абсолютно законны) и на то, что ночью сотрудник обменного пункта спал и его не смогли разбудить (этого тоже никто не запрещает).
Больше всего закрытий обменных пунктов было в 2001 году, когда действовала другая редакция инструкции. Тогда только за одну неделю осенью закрывали по пять обменных пунктов за слишком большую разницу в курсах валюты: менялы наживались на слухах о падении курса из-за терактов в США.
Чтобы ваша жалоба привела к проверке обменного пункта, жаловаться надо на принципиальное, с точки зрения ЦБ, нарушение. К ним относятся следующие: отсутствие информационного стенда, обмен валюты без выдачи справки и без требования предъявить документы. Чтобы разобраться с такими жалобами, проверяющие обязательно приедут, и, если изложенные вами факты подтвердятся, обменный пункт могут закрыть. Сейчас в Москве по звонкам граждан в среднем за месяц закрывают два-три обменника.
Деньги с изъяном
Если у кассира обменного пункта появились основания сомневаться в подлинности переданной на обмен купюры, он должен следовать правилам, описанным в нормативных документах ЦБ (инструкция №113-И). Оператор обязан придержать фальшивку и вызвать милицию. Сотрудники Органов Внутренних дел могут поинтересоваться, как именно подделка оказалась в кошельке у клиента. Но беспокоиться не стоит: владение купюрой не означает автоматического обвинения в фальшивомонетничестве. Срок можно получить только за изготовление или сбыт заведомо поддельных денежных знаков.
Полиция должна составить протокол, описать в нем купюру сомнительной подлинности как вещественное доказательство и изъять ее, выдав соответствующий документ - расписку или протокол об изъятии вещдока. Ждать полицию вы не обязаны. Однако подождать имеет смысл: если сотрудник пункта обмена ошибся и доллары все-таки не фальшивые, то именно полиция вернет их вам после экспертизы (которая может занять около недели).
В случае, если банкнота была признана настоящей, вам должны сообщить об этом по телефону или по почте, чтобы предложить забрать ее в отделении полиции по месту расположения обменного пункта. Однако это, безусловно, красивая теория - случаев возврата изъятых купюр в ГУВД вспомнить не смогли. По весьма простой причине: «Фальшивку видно всегда, и настоящие деньги никто за подделку не примет».
Ежегодно в российских обменных пунктах выявляется около 15 тыс. фальшивок, 90% которых - 100-долларовые банкноты. Впрочем, в ГУВД считают, что цифра явно занижена: просто в большинстве случаев никто не вызывает полицию, а человека, который принес в обменник подделку, просят забрать ее обратно.
Западный опыт
Граждане России, впрочем, должны радоваться, что в отечественных пунктах обмена валют не царят западные цивилизованные порядки.
В европейских городах обменять доллары на евро по курсу, который иначе, чем грабительским, не назовешь, невозможно. Там вообще никто не смотрит на официальные котировки, а комиссию устанавливают такую, что московские 2-3 рубля с операции кажутся благодатью.
Самый выгодный курс дают обменные пункты на туристических улицах, хуже всего менять в гостиницах, на железнодорожных и аэровокзалах. Реальность такова, что выгоднее всего покупать иностранную валюту в Москве и уже с ней ехать за рубеж (а еще предпочтительнее пользоваться, по возможности, пластиковой картой).
Есть у иностранных обменников и своя особенность. В них можно торговаться и требовать льготного курса за операции с более или менее крупными суммами. Корреспондент ИП собственноручно провернул такую операцию на лондонской пикадилли. Сначала договорился поменять $100 на 57 фунтов против 53 «официальных», а потом добился того, чтобы $300 поменяли на 180 фунтов, т.е. по курсу на 13% большему, чем было указано на информационном стенде. Подобные сделки удавалось заключить почти в каждой западной европейской стране.