Законы, наши права и обязанности (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Информация на авиабилете

Билеты авиакомпании.

(как прочитать правильно)

Что написано на авиабилете и что все это значит.

Скажите честно: что вы можете узнать из авиабилета, по которому вам предстоит лететь? Собственную фамилию, дату вылета и точку назначения. Между тем он содержит гораздо больше информации: и основание, на котором компания может безнаказанно сорвать сроки перевозки, и указание на ваше право сдать билет обратно - даже если вы проспали вылет.

Билет - главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром. Он обязательно включает в себя несколько страничек с мелким шрифтом, где описываются условия перевозки. Из них, например, следует, что авиакомпания не несет никакой ответственности за сроки перевозки пассажира. Ее задача - доставить вас из Москвы в Сургут или Вашингтон, но вот когда - другой вопрос. А вы и не знали? Значит, никогда не читали билет внимательно.

«Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов». Такие слова, например, есть на билетах «Аэрофлота». Но это не его изобретение. Так пишут - или могут написать - более 270 мировых авиакомпаний. Они соблюдают так называемую Варшавскую конвенцию и входят в самую представительную в мире организацию, объединяющую авиаперевозчиков,- International Air Transport Association (IATA).

Таким образом, получается, что если вас, вместо обещанного первого класса из Шереметьева-2, отправят с опозданием на сутки из Чкаловского одним рейсом с морожеными окорочками, то компания формально выполнит условия договора: перевезет клиента воздухом из точки А в точку Б.

Другое дело, что перевозчик, который будет так поступать, скорее всего, вообще лишится пассажиров. Поэтому в случае срыва взятых на себя обязательств авиакомпании стараются загладить вину перед клиентами с помощью различных бонусов и компенсаций - размер которых, как можно заметить, практически никогда в билете не оговаривается.

Форма и содержание

Билет состоит из обложки, которая включает в себя упомянутые странички с условиями перевозок, и полетных купонов - каждый из которых используется для одного из сегментов перелета. В самом простом случае купон один: из пункта А в пункт Б. Маршруты могут быть и сложнее, но типичный пассажир редко планирует поездки из более чем четырех сегментов - например, из Москвы через Франкфурт в Ганновер и обратно, тоже через Франкфурт. Поэтому чаще всего используются бланки из четырех купонов. На самом деле их будет семь: первые два оторвут еще на кассе, а самый последний остается у пассажира после полета. На нем даже экономят краску: если первые страницы обычно двухцветные, то последняя - белая.

Заполняются все купоны одновременно, поскольку на обратной стороне имеют копирующий слой красного цвета. И матричный принтер или просто шариковая ручка продавливают надписи на всех страничках сразу.

Когда полет состоит из нескольких сегментов, купоны у вас будут изымать по очереди, в различных аэропортах. На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена цветом: если весь бланк розовый, то она - зеленовато-голубая. Теперь приступаем собственно к чтению билета.

1. Действителен для перевозки между указанными пунктами / Good for passage between points outlined

Все просто. «От» (from) обозначается точка вылета, «до» (to) - точка прилета. Если полет состоит из сегментов, будет указано несколько точек. Верхнюю позицию занимает начальная точка полета, в самом низу - конечная. Обычно несколько городов фигурирует в билете в случае пересадки.

Скажем, вам надо в пятницу вечером попасть из Москвы в Ниццу, а в воскресенье вечером попасть обратно в столицу. Вполне возможно, что оптимальный маршрут «туда» будет проходить с пересадкой в Париже, а «обратно» - во Франкфурте. И на каждой из страничек купонов будут отмечены все города в порядке их появления: Москва-Париж-Ницца-Франкфурт-Москва.

Если в городе несколько аэропортов, то в билете будет уточнение - в какой именно вы прибываете (или из какого улетаете). У каждого аэропорта свой трехзначный код. Шереметьево обозначается как SVO, Домодедово - DME, Внуково - VKO.

2. Перевозчик / Carrier

Здесь указан код авиакомпании. Обычно он состоит из двух знаков, причем многие российские компании имеют разные коды для внутренних и международных рейсов: первые состоят из букв кириллицы и цифр, вторые - соответственно из латинских букв и цифр. Чем авиакомпания старше, тем ближе ее код к названию. Например, Air France и British Airways имеют коды из первых букв названий: AF и BA.

«Аэрофлоту», в общем, тоже «к лицу» код AF, однако он был уже занят более расторопными французами, так что национальный перевозчик Советского Союза выбрал патриотическое SU (Soviet Union) и до сих пор его использует.

3. Рейс / Flight

Эта графа в комментариях не нуждается: тут стоит номер рейса. Он нужен, чтобы выяснить информацию о полете (например, родные могут узнать в справочном бюро, как вы добрались) и сориентироваться в аэропорту: куда и когда идти на регистрацию. Код компании и номер рейса обычно указывают на табло вместе - хотя в билетах они занимают разные графы.

Некоторые аэропорты используют трехбуквенные коды авиакомпаний. Они могут сильно отличаться от двухбуквенных. «Аэрофлот» меняет свое обозначение с SU на AFL, а «Трансаэро» - с UN на TSO. Поди догадайся, тем более что трехбуквенные коды в билетах не указаны.

Имейте в виду: совсем не обязательно, что, купив билет на рейс «Аэрофлота», вы полетите именно его самолетом. Многие перевозчики договариваются друг с другом о том, что будут возить пассажиров совместно. Обычно это равноценный обмен - скажем, все рейсы из Москвы в Париж имеют обозначения и SU, и AF. «Аэрофлот» продает в своих кассах билеты на рейс SU 447, Air France - на рейс AF 1945. Фактически этот рейс выполняют французы. Или наоборот: на рейсе «Аэрофлота» SU 259 полетят и пассажиры с билетами на AF 2745. Это называется «код-шеринг».

Причем такой обмен не всегда полностью взаимный: из Москвы в Любляну физически летает только словенская Adria Airways, хотя в расписании на этом направлении вы увидите и рейс «Аэрофлота». У авиакомпаний, которые входят в альянсы, один рейс иногда имеет до семи обозначений - и все они будут высвечены на табло, при том, что самолет поднимется в небо только один.

Для пассажира в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту. Тем не менее, код-шеринг сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется «овербукинг» - перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь «своих» пассажиров. Остальные подождут следующего рейса. Как  правило,  с теми, кому не нашлось места, авиакомпания старается договориться «по-хорошему»: оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально.

Качать права, доказывая, что каждый час вашего времени стоит $500, может оказаться бессмысленным: как уже было сказано, перевозчик не несет ответственность за сроки выполнения своих обязательств.

4. Класс / Class

В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа. Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты на одинаковые места двум соседям по бизнес - классу могли достаться по разной цене. Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять билет на другую дату, а другой жестко привязан к определенному дню - за что и получил скидку.

Обычно в самолете два-три, изредка - четыре класса обслуживания. Обязательно есть «эконом», далее, по нарастающему уровню комфорта,- улучшенный «эконом», «бизнес» и «первый». В России компаний с первым классом практически не осталось: «Аэрофлот» планирует избавиться от него к концу года, после возврата своих Boeing 777 и переоборудования салонов Boeing 767 и Ил-96.

Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа. Хотя для самых высоких классов обозначения более или менее стабильные: «первый» - это F, A или P, «бизнес» - J, C, D. Остальные буквы используются для эконом-класса. Хотя и тут возможны исключения: Air France и British Airways использовали букву R для билетов на сверхзвуковой Concorde. А теперь R применяется у швейцарской Swiss для самых дешевых тарифов, в том числе и из России.

У «Аэрофлота», как и у многих компаний, самый дорогой тариф эконом-класса обозначается Y, второй по уровню цен (и самый высокий на многих внутренних рейсах) - S. А вот у Air France литера S - обозначение тарифа улучшенного эконом - класса Tempo Challenge, который по многим привилегиям (в частности, по питанию) близок к «бизнесу». Однако если с таким билетом вы попадете на рейс, выполняемый «Аэрофлотом», то вас посадят в обычный «эконом».

Класс имеет значение не только на борту самолета. Часто для дорогих классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации с минимальными очередями. А пассажиры первого и бизнес-класса (или улучшенного «эконома») имеют право провести время перед вылетом в специальном зале ожидания с бесплатными напитками и закусками (lounge). Правда, доступ в лунж не всегда удается обеспечить. Пассажир бизнес - класса Lufthansa гарантированно получит свой бесплатный стакан пива и орешки во Франкфурте или Мюнхене, но места в небольшом шереметьевском лунже ему может не хватить: с этого года немцы приглашают туда только участников программ часто летающих пассажиров, и то не всех - только самых заслуженных.

5. Дата / Date и Время вылета / Time

Время отправления рейса указано местное. Забудьте про СССР, когда пассажиры на всех вокзалах и аэропортах должны были сверяться с кремлевскими курантами.

В большинстве случаев временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа и начала выруливания (в США - момент закрытия дверей самолета).

Впрочем, для пассажира это непринципиально: важно только время окончания регистрации и посадки. В российских аэропортах регистрация заканчивается за 40 минут до времени отправления, а за 25 минут до него - последний срок посадки. Хотя некоторые авиакомпании устанавливают собственные стандарты: швейцарский Swiss зарегистрирует пассажира первого класса в своем «домашнем» аэропорту в Цюрихе и за 25 минут до вылета.

При этом практически во всех аэропортах мира регистрация на рейсы в Израиль (а теперь и США) заканчивается более чем за час до вылета - а то и за два: это связано с повышенными мерами безопасности. Так что время регистрации надо выяснить при покупке билета - или уточнить перед вылетом, позвонив в аэропорт или представительство компании.

6. Cтатус / Status

Графа означает состояние бронирования. Если написано OK - ваше место гарантировано. Если на момент оплаты такого подтверждения не получено, в графе появится сокращение RQ (requested). В этом случае пассажиру, возможно, придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет.

Впрочем, даже ОК не гарантирует отсутствия проблем из-за овербукинга: авиакомпании стремятся повысить загрузку рейсов и при наличии спроса на билеты продают не 100% билетов, а 105% - в расчете на то, что эти самые 5% пассажиров традиционно не явятся (или опоздают).

Если придут все - значит, кто-то останется на земле. Приоритет отдается тем, кто регистрируется раньше остальных, и, конечно, пассажирам «дорогих» классов. В крайнем случае, пассажира «бизнеса» пересадят в «эконом», а «экономиста» попросят подождать следующего рейса.

7. Вид тарифа / Fare basis

Позиция содержит буквенно-цифровой код, который пассажиру ничего не говорит. Используя интернет (или справочную службу авиакомпании), можно узнать условия его применения: ограничения по пребыванию в месте назначения, возможность сдать билет или изменить даты полетов. Несколько упрощают понимание соседние графы: «Недействителен до / Not valid before» и «Недействителен после / Not valid after». Если даты не указаны, значит, билет можно менять или сдавать в течение года с момента его приобретения. В этом случае, даже если самолет улетел без вас, вполне вероятно, что вас посадят на следующий рейс или вернут стоимость билета - хотя и с небольшими потерями. Впрочем, всю эту информацию можно узнать и по коду брони.

8. Норма пр. баг. / Allow

Здесь сообщается о том, какую массу вещей вы имеете право бесплатно поднять на борт самолета (за перевес могут попросить доплатить).

20K означает 20 кг. Это норма для эконом-класса в большинстве авиакомпаний. Хотя тут есть исключения: в Air France предоставляется право увезти 23 кг., а «Аэрофлот» на некоторых направлениях разрешает «экономистам» бесплатно возить 30 и даже 40 кг.! При этом большинство российских компаний на внутренних рейсах ограничивает вес ручной клади 5 кг., в то время как европейские допускают в салон 8-10 кг., а американские - до 18 кг. Впрочем, это не предел: одна из самых крупных дешевых авиакомпаний - easyJet недавно вообще отменила ограничения: главное, чтобы сумка вписалась в пространство под передним креслом или на полке, а пассажир был способен сам ее на эту полку положить.

Размеры ручной клади в подавляющем большинстве компаний ограничены (55х40х20 см.). В России нормы более жесткие: 45х35х15 см. Это объясняется тем, что в отечественных Ту-134 и Ту-154 стандартный европейский «кабинный» чемодан ни на полки, ни под кресло не влезает.

Для полетов в Северную Америку используется другая система. В билете, скорее всего, будет указано: 2PC. Имеется в виду, что пассажир вправе сдать в багаж два чемодана весом до 32 кг. каждый. Ограничение связано с требованием грузчиков: таскать на себе 60 килограммовые баулы они не хотят.

9. Фамилия пассажира / Name of passenger

Естественно, при покупке билета стоит проверить раздел с именем пассажира. Крайне желательно, чтобы написание фамилии полностью совпадало с указанным в паспорте. Если нет - не надо устраивать трагедии. Поскольку билеты часто заказывают по телефону, по международным правилам IATA допускается делать до трех ошибок в фамилии (имя пишут не всегда, хотя ошибки и в нем «разрешены»), и это не приведет к отказу в перевозке. Для россиян, чьи фамилии нелегко поддаются транслитерации (сколько вариантов написания фамилии Жуков вы знаете?), это особенно актуально. Но проблема неправильного написания может сказаться в другом: не будут в автоматическом режиме начислены баллы по программе часто летающих пассажиров. Их придется восстанавливать «вручную» - связываться с компанией после полета.

Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (child, ребенок от двух до 12 лет) или INF (infant, младенец в возрасте до двух лет). «Мисс» и «миссис» - это условность: свидетельство о браке при покупке билета никого не интересует.

Тут же рядом (иногда в соседнем поле) указывается номер паспорта (PSPT или PSP). Кстати, на внутренних российских рейсах можно летать по заграничному паспорту.

10. Передаточная надпись / Ограничения / Endorsement / Restrictions

Левый верхний угол содержит информацию об ограничениях. Пометка carbon указывает, что их надо напечатать через копирку, то есть можно вносить только в момент продажи билета. Список ограничений велик. Скажем, примечание res chg usd30 означает, что перенос даты вылета допускается только со штрафом $30. А отметки nonendo, nonref, nonchg, no rerout (non endorsement, non refundable, no change, no rerouting)- перенос даты вылета допускается только со штрафом $30. А отметки nonendo, nonref, nonchg, no rerout (non endorsement, refundable, no change, no rerouting)- «не передается другому лицу», «стоимость не возвращается», «изменения в бронировании невозможны», «изменения в маршруте невозможны» - указывают, что в билет не могут быть внесены практически никакие изменения.

SU ONLY означает, что пассажира с этим билетом примет к перевозке только «Аэрофлот», а SU/AF ONLY относится к тем случаям, когда его возьмет и Air France - это следствие код-шеринга (см. пункт 3). Если надписи нет (обычно это относится к самым дорогим тарифам), то теоретически пассажир может обратиться к любой компании, которая в состоянии помочь ему долететь до нужного места. А она уже после перевозки возьмет деньги за услугу с авиалинии, которая продала билет. Но в наше время такая свобода встречается довольно редко.

11. Дата и место выдачи / Date and place of issue

Под этот раздел отведен правый верхний угол (иногда маркировка отсутствует). Там указано, кем и когда выдан билет. К сожалению, практически всегда вернуть деньги за неиспользованный или частично использованный билет можно только по месту его покупки - то есть в конкретном офисе. Вы купили билет в офисе «Аэрофлота» на Петровке, а сдать решили в Шереметьеве? Не выйдет.

12. Для отметок авиакомпании / Airline data

Очень важный раздел. Здесь указан код брони. Буквенный или буквенно-цифровой.

Эта информация может понадобиться при изменении даты полетов, внесения в компьютерную запись о бронировании номера участника программы часто летающих пассажиров или заказа специального питания. Такое право есть у пассажиров даже в эконом-классе - только позвоните за двое суток до вылета.

13. Выдан в обмен на / Issued in exchange for

Если ваш билет был выписан в обмен на другой, эта строка может содержать номер предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный).

14. Расчет тарифа / Fare calculation

Тут можно найти стоимость перелета между отдельными городами, указанными в билете. А рядом, в колонке Fare или Tax, указывают сборы аэропортов с указанием кода государства (Россия обозначается RA, Германия - DE). Кроме того, в последнее время авиакомпании вписывают и «топливный сбор» (YQ) - разницу между предполагаемой (когда просчитывался тариф) и реальной (на момент выписки билета) стоимостью керосина.

15. Форма оплаты / Form of payment

В правом нижнем углу указана форма оплаты. Cash означает, что билет куплен за наличные, Invoice - по «безналу» с выставлением счета. Если билет оплачен пластиковой карточкой, тут будет указан ее номер. И это лишний повод относиться к билету как к серьезному финансовому документу: одного только номера карточки для мошенника может оказаться достаточно, чтобы списать с нее деньги.

16. 1USD=…

Четкого места для этой информации нет. Это курс, по которому просчитывалась стоимость билета. У «Аэрофлота» разница между внутренним курсом и курсом ЦБ столь велика, что билет с номиналом $300 на деле может обойтись покупателю в $330 (в конце июня доллар стоил у «Аэрофлота» 31,5 рубля).

17. Код авиакомпании / Airline code и Форма и серийный номер / Form and serial number

Внизу посредине билета напечатан его номер. Он начинается с кода авиакомпании (например, «Аэрофлот» - 555). Его можно на всякий случай записать: при утере билета это дает шанс восстановить его с минимальными проблемами. Хотя еще лучше сделать до полета копию билета - и хранить ее отдельно от документов.

Как прочитать билет авиакомпании

Источник: Журнал "ИМЕЕШЬ ПРАВО"

Оставьте свой комментарий к статье!


Еще несколько статей из раздела "Вы и закон"

Как бесплатно пользоваться туалетом на вокзале. Гостиница. Ваши права и обязанности. Как законно уменьшить налог с продажи квартиры. Как избежать долгов в наследство. Как вести себя в уличном бою.


Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:







[ В раздел ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2024 by Геннадий Нестеров