Вождение и ремонт автомобиля, автострахование и общение с ГИБДД (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Автомобиль - полезные советы

За рулём автомобиля.

(полезные советы)


Матчасть

Прежде всего, поговорим о самом автомобиле. Естественно, важнейший аспект, которого мы будем придерживаться, это безопасность, все остальное отходит на второй план. Утверждение о том, что машину необходимо содержать в технически исправном состоянии, кажется банальным, мол, кто этого не знает! Между тем "безупречный" автомобиль - явление на наших дорогах достаточно редкое.

Что не удивительно, учитывая возраст белорусского автопарка: как можно уследить за "сгустком" отработавших свое узлов! Но это уже проблемы владельца, как он будет справляться с таким букетом неисправностей - главное, чтоб хотя бы функционировали те узлы и устройства, что прямо или косвенно влияют на безопасность. Загвоздка лишь в том, что в современном автомобиле практически все в той или иной мере подчинено безопасности.

Дефицит дензнаков в кошельках корректирует наше представление о содержании машины: обслуживание и ремонт затягиваются до последнего. Индикатор износа покрышки для нашего человека - это вылезший металлический корд, а не специальная метка. Амортизатор подлежит замене не тогда, когда его эффективность существенно снижена (что определяется на специальном стенде), а когда он уже потек или дышит на ладан и при традиционной проверке (раскачивание кузова) автомобиль качается как корабль на волнах. Люфт в рулевом механизме - это для ГАИ, главное, чтоб ничего не оторвалось...

Подобное отношение очень опасно. Да, колесо, возможно, не "выстрелит", не отвалится на ходу, а тормоза пусть и со скрежетом, но остановят автомобиль. В этом случае вы действительно внезапно управление не потеряете. Но справиться с возникшей аварийной ситуацией станет гораздо сложнее. Зима, дорога, поворот. Вы несколько переборщили со скоростью и вынуждены активно тормозить. Будь у вашего автомобиля эффективная зимняя резина, вы бы успели без проблем замедлиться и скинуть скорость до входа в поворот. Но у автомобиля задубевшие от мороза летние шины, которые не обеспечивают должного сцепления с дорогой. А тут еще свою лепту вносят амортизаторы, которые, действительно, пока не потекли, но неровности отрабатывают уже не так эффективно, вызывая раннее блокирование колес. Начинается занос автомобиля, справиться с которым трудно из-за большого люфта в рулевом управлении.

А возможно, все было по-другому. Обильный снегопад. "Дворники" безуспешно пытаются очистить от снежно-грязевой каши лобовое стекло, в бачке омывателя кусок льда. Круговой обзор никакой. Неожиданно перед капотом возникает пара тускло горящих красных огоньков, которые тут же тухнут... пардон, вы их сами гасите "передком" вашего автомобиля. Здесь история другая: дело не в технической исправности транспортных средств, а в их фактическом виде. Все может исправно работать, но никакие суперэффективные лампы не смогут дать приличный свет через грязное стекло фары. Очистить его мог бы омыватель, но кто кроме хозяина позаботится о том, чтобы залить в его бачок незамерзающую жидкость? И наружные зеркала заднего вида, какими бы большими они ни были, не смогут дать нормальную "картинку", если покрыты льдом или грязью.

Отсюда вывод. Водитель должен следить не только за техническим состоянием автомобиля, но и за его внешним видом. По крайней мере, стекла, зеркала и оптические приборы должны быть чистыми. Периодичность проверки и обслуживания? Визуальный контроль должен проводиться каждый день. Проверка уровня технических жидкостей (масла, тосола, тормозной жидкости), воды для омывателя, контроль давления в шинах, поверхностная (без инструментов и оборудования) проверка тормозов, подвески и рулевого управления - хотя бы раз в неделю. Кстати, в ГОНе (гараже особого назначения) автомобили первых лиц государства подвергаются серьезному контролю ежедневно. Ну а чистить стекла-зеркала следует по мере их загрязнения: в сухую погоду раз в несколько дней, а в слякоть, наоборот, несколько раз в день.

Посадка

Поразительно, но редкий инструктор в автошколе уделяет вопросу правильной посадки достаточно  внимания.  Обычно  один - два  совета, "чтобы было удобно". Ну, знаете, кому-то и полулежа, как в "Ламборгини", уютно: может, он вспоминает при этом домашнее кресло. Но ведь не зря водительское место называют рабочим, все-таки управление автомобилем подразумевает концентрацию внимания. Действительно, основная задача, которой добиваются при оптимальной посадке, - чтобы было удобно. Но не приемник в автомагнитоле крутить, а пользоваться всеми органами управления: педалями, рулевым колесом, рычагом коробки передач. Поэтому настройки осуществляются таким образом, чтобы:

* левая нога при полном нажатии на педаль сцепления (на автомобиле с механической КП) была слегка согнута;

* правой рукой можно было включить и третью, и пятую передачу, при этом не отрывая спины от спинки кресла;

* левая рука, слегка согнутая в локте, могла лежать на рулевом колесе в верхней его точке (на двенадцати часах), при этом в случае с заднеприводным автомобилем с ободом рулевого колеса должна соприкасаться ладонь, в случае с переднеприводным - запястье (усилие на руле несколько выше, поэтому водитель должен сидеть чуть ближе).

При конструировании автомобиля эргономике рабочего места водителя уделяется немало внимания. Как результат, даже самая скромная (современная!) малолитражка может предложить приемлемый вариант посадки для большинства водителей, правда, чтобы те были не самыми высокими или низкими, тучными и т.д. Чтобы компенсировать антропологические особенности, предлагается целый набор регулировок, как кресла, так и рулевой колонки. Подобрать в этом случае оптимальную настройку не представляет большого труда.

Остаются регулировки, которыми, однако, многие водители, а тем более пассажиры не спешат воспользоваться. Так, имеется возможность изменять высоту и угол наклона подголовником. Это дань безопасности, но обычно настройки используются в целях достижения большего комфорта (кстати, некоторые считают, что подголовники именно для этого и предусмотрены!). Ну а про то, что можно регулировать по высоте ремни безопасности, многим вообще слушать неинтересно. И совершенно напрасно, ведь ремень - это ключевой элемент пакета пассивной безопасности, а его эффективность зависит как раз от правильной регулировки. Собственно говоря, хорошо, если человек вообще пристегнулся. Но будет еще лучше, если он сделает это правильно, иначе велик риск при столкновении получить травмы от самого ремня.

Зеркала заднего вида отрегулированы? Их настройка - вопрос индивидуальный, потому как многое зависит и от конструктивных особенностей автомобиля, и от стиля езды водителя. Обычно рекомендуют, чтобы в наружных зеркалах частично отражалась и боковина вашего автомобиля. Но в таком случае при отсутствии дополнительных секторов для обзора "мертвых точек" во время перестроений водителю придется немного нагибаться вперед. Поэтому для активного стиля езды больше подходит несколько другая настройка: наружные зеркала отрегулированы так, чтобы "мертвая точка" обозревалась, а когда необходим другой ракурс, менее востребованный (например, при парковке), можно пользоваться внутренним зеркалом или чуть наклоняться, чтобы получать "картинку" в боковых зеркалах.

Итак, правильная посадка, ремень застегнут. Кстати, проверьте, лямка лежит на груди свободно? Если да, подтяните ее - чем меньше зазор, тем лучше. Оптимальный вариант - "два пальца". Проверим обзор: ему ничто не мешает? Оптимальная настройка зеркал. Теперь можно заводить двигатель. Но прежде, чем будет повернут ключ в замке зажигания, следует проверить, в каком положении находится рычаг КП - это должно делаться на подсознательном уровне. А вообще, с механической коробкой передач нужно привыкнуть к двум вещам. Первое - автомобиль нужно оставлять не на "ручнике", а на передаче (первой или реверсивной). Так гораздо надежнее, к тому же стояночный тормоз может заклинить. Второе - при включении двигателя нужно привыкнуть выжимать сцепление: это и запуск облегчит, и обережет от случайного старта, когда автомобиль стоит на передаче.

Поехали?

Бытует мнение, что разогнать автомобиль до приличной скорости может любой дурак, а вот  дальше  необходимо  умение.  Начнем  с  того, что и для эффективного ускорения кое-какой опыт и знания тоже нужны. Если уж на то пошло, чтобы достигнуть стандартных ста километров в час за минимальный отрезок времени, придется хорошенько постараться: раскручивать двигатель до определенных оборотов, своевременно переключать передачи, между переключениями делать перегазовку. Никакой пробуксовки на старте: у спортивных автомобилей это неизбежно из-за переизбытка мощности, у серийных - из-за глупости их хозяев. Секунду вы будете шлифовать асфальт впустую: машина едва сдвинется с места. При старте двигатель необходимо раскрутить до больших оборотов, а педаль сцепления отпускать так, чтобы весь крутящий момент не обрушился на ведущие колеса сразу, устроив пробуксовку, а передался на них хоть и быстро, но постепенно.

Нередко слова "эффектно" и "эффективно" ошибочно употребляют одно взамен другого. И точно так же эффектную езду нередко принимают за эффективную. Ничего подобного! На дороге с покрытием, обладающим низким коэффициентом сцепления (грунт, снег, лед), прохождение поворотов в управляемом заносе и впрямь приносит выигрыш во времени (но только тогда, когда все делается правильно!). А на асфальте писк резины говорит о том, что или с ходовой что-то не так, или с резиной, или с "пилотом". Асфальт требует соблюдения траектории!

Бездумно крутить руль можно либо на автосимуляторе, либо на автодроме в луна-парке. Управлять автомобилем следует... со смыслом! Особенно на скоростях, близких к запредельным, тем более на скользком покрытии. Грубая работа рулем и педалями может привести к потере управления, что в условиях реального движения чревато серьезными последствиями. И пару слов о торможении. "Не все йогурты одинаково полезны!" - далеко не в каждом случае уместно давить на педаль тормоза. И АБС не панацея... Это был краткий курс лекций для тех, кого родные и знакомые называют Шумахером. А теперь о "нормальной" езде.

Ее же можно охарактеризовать так: плавность во всем. Никаких резких движений быть не должно. Ошибаетесь, если думаете, что это подразумевает низкую скорость манипуляций. На самом деле при правильном подходе все происходит быстро, но мягко - когда за рулем хороший водитель, его действий не замечаешь. То же и с эффективностью, она даже выше, чем в случае с судорожными движениями. Как достигается такая "действенная" плавность? Естественно, изменяемой скоростью действий: ее пик приходится на средний период действия, а в начале и конце интенсивность ниже.

Скажем, процесс рабочего торможения. В самом его начале усилие на педаль тормоза небольшое. Однако постепенно оно увеличивается, достигая необходимого значения, соответственно, и тормозной механизм срабатывает не резко, а плавно, что особенно важно при движении на скользком покрытии. В заключительный период все происходит в обратной последовательности: усилие постепенно уменьшается, пока не исчезнет совсем. Заметим, что понятия "плавно" и "постепенно" очень относительны, поскольку изменения происходят в очень короткий промежуток времени, вплоть до нескольких миллисекунд.

Ищите эффективность во всех своих действиях! Например, используйте при разгоне самый оптимальный режим работы двигателя. Слишком раннее переключение передач, равно как и слишком позднее, не достаточно эффективно. В первом случае вы едете "внатяг", при дефиците мощности и крутящего момента. Во втором - не можете, как следует распорядиться уже имеющейся в вашем распоряжении мощью, выходит, она уже избыточна. Золотая же середина не только положительным образом скажется на расходе топлива, но и поможет увеличить ресурс силового агрегата.



Авторы: Иван КРИШКЕВИЧ и Сергей МИЦКЕВИЧ
Источник: http://autogazeta.com

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Вы и автомобиль"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!








[ В раздел ]  [ Вверх ]  

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров